Все о продуктах питания. Информационный портал
  • Главная
  • Ягоды
  • Охотники до чаю в русской литературе. Стихи про чай, высказывания, творчество, фразы, афоризмы, цитаты знаменитых людей о чае Китайский чайник нагревая под ним клубился легкий

Охотники до чаю в русской литературе. Стихи про чай, высказывания, творчество, фразы, афоризмы, цитаты знаменитых людей о чае Китайский чайник нагревая под ним клубился легкий

Смеркалось; на столе блистая
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струёю
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал...

Напиток от всех хворей...

Собственно, при чём тут чай? Да при том, что питие чая - самый нехлопотный и самый приятный способ оздоровления организма. В чае содержится 300(!) химических веществ и соединений: эфирные масла, органические кислоты, пектины и почти все витамины, имеющие в природе. В мире известно свыше 2000 видов чая и столько же способов приготовления его. У каждого народа свои ритуалы чаепития, обычаи,традиции, привычки и чудачества. И эти привычки, столь уважаемые одними, кажутся причудами другим, непосвященным или не способным понять "таких чудачеств". Мы можем говорить о японской, английской, русской культуре чаепития. Но знаете ли вы, что чай широко используется не только как напиток. Например, сок свежих листьев, экстракт, сухой порошок чая применяются в качестве лечебного средства для лечения ожогов, наружных и внутренних язв, а также для прекращения рвоты. В фармацевтической промышленности чай служит сырьём для получения кофеина, а из грубого чайного листа извлекают витамин Р. Стерильным препаратом витамина Р из чая лечат особо тяжёлые случаи кровоизлияний и лучевой болезни. Экстракты чая используют в фармакологии как усыпляющее и болеутоляющее средство, заменяющее морфий, но не вызывающее побочных явлений.

Основные условия приготовления чая...

Воду для чая следует кипятить в посуде, используемой только для этих целей.
- Хлорированную воду следует отстоять в течение 12-20 часов в отдельной посуде.
- Чай ни в коем случае нельзя варить, иначе он теряет свой запах и вкус.
- Заварка всегда готовится только на один раз. В среднем для заварки на один литр кипячёной воды берётся 20 г сухого чая.
- Для заваривания чая пользуются фаянсовым, фарфоровым или стеклянным заварочным чайником.
- Чай засыпают во влажный, тёплый заварочный чайник, оставляют там на несколько минут для разбухания, потом заливают крутым кипятком, закрывают крышкой и дают настояться.

Чайный стол

Он накрывается аналогично кофейному, разница состоит лишь в выборе посуды и отдельных реквизитов. Чай подаётся в чайных чашках либо в стаканах с подстаканниками, которые расставляются на блюдцах. И те, и другие ставятся таким образом чтобы ручки находились справа от сидящего, чайная ложка также кладётся на блюдце ручкой вправо. Посуда для чая расставляется также, как и для кофе, только рядом с чайной чашкой за тарелкой под торт ставится розетка для варенья. Наливают чай в чашки, не следует наполнять их до краёв. Уровень чая должен быть на один полтора сантиметра ниже края чашки. К чаю подают кусковой сахар (к чаю с лимоном-сахарный песок), варенье или мёд, бутерброды, пирожки, кексы, торты и пирожное.

Из истории чая...

А знаете ли Вы, что чаю почти 5000 лет. Древнекитайский поэт из династии Танга так сказал о чае: "Первая чашка увлажняет мои губы и горло, вторая уничтожает одиночество, третья иследует мои внутренности, четвертая вызывает легкую испарину, все печали жизни уходят через горы, с пятой чашкой я чувствую себя очищенным, шестая возносит меня в царство бессмертия, седьмая... Но я уже больше не могу. Я чувствую лишь дыхание прохладного ветра, которое поднимается в моих руках." (имеется ввиду чай, заваренный в маленьких, мелких китайских чашечках). Первую чашку чая люди попробовали в 2737 году до нашей эры. Когда китайскому императору Чен-Нуню кипятили воду для питья, в котел упало несколько сухих листьев с куста, стоящего рядом с очагом. Кто-то из придворных попробовал пожелтевшую воду и пришел в восторг от её вкуса: так люди познакомились с чаем. Известие о необычном напитке, обладающем возбуждающем действием впервые появились в Европе в 16 веке. Но тогда люди ещё не совсем хорошо были ознакомлены со способами его приготовления. Не случайно же на обеде у одного английского герцога был подан салат из листьев чая. Он, конечно, был жутко горьким. Именитые гости кривились, но, из соображений этикета, ели... А потом у многих началось сердцебиение. На чай едва не наложили епитимью. Прошло ещё много лет, прежде чем европейцы научились пить разбавленный чайный настой. Триста лет назад чай появился на Руси. Завёз его в Россию боярский сын Василий Старков как подарок алтынского хана царю Михаилу Фёдоровичу.

Чайный вечер по-английски...

Широко известна английская чайная церемония. Чай в Англии принято пить в 17 часов. После обеденное чаепитие в строго определённое время у европейцев является традиционной формой родственных и дружеских встреч.
Традиции английского чаепития
В Англии культура чаепития играет примерно такую же роль, что и кодекс самурая в Японии. Чай сопровождает англичанина на протяжении всей жизни, он неизменно присутствует в каждом английском доме и офисе. Где бы Вы ни оказались - в ресторане или на серьезной деловой встрече - Вам всегда предложат на выбор несколько сортов чая. Это обязательное правило, освященное традицией, ведь в британском обществе распорядок дня строится от чаепития к чаепитию, и для любого времени, любого настроения существует свой чайный сорт. А англичане очень внимательно относятся к настроению своих деловых партнеров и никогда не позволят себе делать выбор за Вас. Трудно представить, что было время, когда англичане не знали вкуса чая. С тех пор как в 1664 году купцы Ост-Индской компании преподнесли в дар королю Карлу Второму два фунта сухого "китайского листа", англичане в полной мере оценили его терпкий вкус, приятный аромат и универсальные целебные свойства. Сэр Уильям Гладстон, известный точными афоризмами, подметил в свое время: "Если холодно, чай Вас согреет. Если Вам жарко, он Вас охладит. Если у Вас настроение подавленное - он Вас подбодрит, если возбуждены - успокоит". Но главный секрет успеха "китайского листа", покорившего Англию, заключается в характере самих англичан. Эта аккуратная деловая нация, склонная к спокойной размеренности быта, быстро обнаружила, что новый напиток обладает еще одним замечательным свойством: с его помощью можно четко организовать и распланировать каждый день. Древний напиток стал частью неизменного распорядка дня, в соответствии с которым старая добрая Англия живет с утра и до вечера. Сами британцы шутят: "легче представить Британию без Королевы, чем без чая", и эта шутка - не такое уж большое преувеличение. Обычный англичанин выпивает в день не менее шести чашек чая. Утренний, самый ранний чай, пьют около шести часов утра, порой прямо в постели. Затем чай подают около восьми, во время первого легкого завтрака. Англичане предпочитают в это время напиток, который так и называется "English Breakfast" - "Английский завтрак". В нем преобладают скрученные листья "броукен", дающие отменно крепкий бодрящий настой, способный пробудить даже самого сонного человека. Несколько позже, в одиннадцать или двенадцать, наступает время "ланча" - "второго", более плотного завтрака, который, естественно, не обходится без чаепития. Четвертый раз англичане пьют чай уже в середине рабочего дня, делая небольшой перерыв, который так и называется "tea break" ("перерыв на чай"). Что бы ни происходило, в пять часов вечера, в знаменитый "five-o"clock", миллионы британцев от скромного служащего до самой Королевы пьют чай "English Afternoon" ("Английский полдник"), щедро сдабривая его молоком или сливками. Вечер после работы - это время "high tea" ("высокого чая"), густого и ароматного аристократического напитка, такого, как "Эрл Грей". Он приносит в дом уют и хорошее настроение. Но есть классический чай, который можно пить в любое время суток. Это - "Английский чай №1", по единодушному мнению экспертов, практически идеально сбалансированная чайная смесь. В ней более десятка лучших сортов чайного листа из Цейлона, Индии и Кении: скрученные листья "броукен", дающие крепость, нежные верхние листочки "оранж пеко" для насыщенного цвета и вкуса и легкий аромат масел бергамота. Именно бергамот делает "Английский чай №1" одновременно крепким и мягким. Лучше всего пить чай свежезаваренным, так как вещества, которые придают напитку замечательный аромат и цвет, очень летучи и при повторном нагревании испаряются. Так что истинный вкус напитка познают лишь те, кто привык пить его тотчас после заварки. Страшно представить, как трудно пришлось бы современному деловому человеку с его вечным дефицитом времени, если бы проблему не решили уже столетие назад. Однажды американский бизнесмен Томас Салливан стал рассылать своим покупателям чай в шелковых мешочках, чтобы сэкономить на жестяных баночках, которых всегда не хватало. И кому-то из продавцов неожиданно пришла в голову мысль заваривать чай прямо в мешочках. Так началась история "tea bags" - чайных пакетиков, без которых невозможно представить себе современный офис.

Московское чаепитие

Древняя московская традиция чаепития настолько укоренилась, что вошла в пословицы и поговорки:"с чая лиха не бывает","Чай не пить, так на свете не жить", "Выпей чайку-забудешь тоску" и многие другие. Москвичей даже дразнили чаехлёбами. В отличие от чопорного Петербурга, где "пили кофий", в Москве с утра до вечера "гоняли чаи". Чай стал истинно московским напитком. В 1896г. на Мясницкой по заказу богатого купца-чаеторговца С.В.Перлова был построен магазин "Чай-кофе". Этот красивый, в китайском стиле дом москвичи так прозвали " Дом Перлова" и ездили сюда со всех концов столицы специально за любимым сортом чая, да и теперь ездят. Настоящий чай по мнению москвичей, должен быть очень горячим, хорошего сорта и обязательно крепким, густым, он должен бежать "по чашке тёмною струей". И лучше пить чай не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса. Сердечность и простота- характерная черта московского чаепития. Считалось неприличным, если пригласив гостя в дом, его не напоят чаем.

Приглашение на чай

В 1881г. была выпущена книга "Хороший тон", где имеется специальный раздел о чае. В нём подробно описано, как следует организовать чаепитие. Чай, говориться в ней,- это открытое чаепитие с приглашением гостей. Причём гостей должно быть меньше 25 человек-иначе это уже будет называться- вечером. На чай приглашают хорошо знакомых людей, которым будет приятно провести время в обществе друг друга. Не стоит, идя на чай, одеваться, как на бал. Туалеты надевают выходные, но скромные. Чайный стол сервируется заранее корзиночками с разными сортами печенья, тарелочками с бутербродами, сладкими пирогами и пирожными. Лимоны, нарезанные тонкими ломтиками, расставляются по всему столу. В прибор гостей входят маленькие тарелочки и салфетки. Графины с ромом коньяком ставятся рядом с тарелкой хозяина. И, конечно, на чайном столе должен быть самовар. Его ставят на конец стола, там, где будет сидеть хозяйка. Рядом располагают поднос с чашками и стаканами.Разливает чай хозяйка, или её старшая дочь. В обязанности хозяйки входит предлагать гостям сливки, печенье и прочее. Гостям же не положено капризничать - требовать чая покрепче или послаще. Наливать чай в блюдце или дуть на него, чтобы он остыл, положительно неприлично. После чая подают конфеты и фрукты.



«Чай! Пустой напиток! А не дай нам его китайцы, бо‐ольшая суматоха могла бы выйти!»
М. Е.Салтыков Щедрин

Традиция пить чай неразрывно связана с жизнью людей, с событиями, происходящими в ней. Это – часть их мироздания. И она не осталась незамеченной русскими классиками, которые воспели чайный напиток в своих произведениях.

Любимую русскую традицию чаепития русские писатели не могли обойти вниманием. Прочитав некоторые произведения, мы можем узнать, как пили чай в старину.

Чай на страницах произведений Пушкина

Наиболее ярким примером служат творения великого Александра Сергеевича Пушкина. Знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин» переносит нас в эпоху дворянства. Поэт ярко и точно описывает жизнь, которую ведут главные герои, и, конечно, какую роль в ней играет чайная традиция .

Смеркалось; на столе блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал.

Вечернее чаепитие , как видим, было не чуждо дворянскому сословию, проживавшему в своей усадьбе в деревне. Чай подавали со сладостями, сливками в уютной семейной атмосфере. Этот момент отмечают исследователи чайных традиций.

С чая Пушкин начинает свое другое произведение – «Станционный смотритель». Рассказ ведется от лица проезжавший мимо незнакомца, который останавливается на станции. Чай подан дочерью смотрителя Дуней. Все вместе они наслаждаются напитком и ведут неторопливую беседу. Чай , словно за руку, приводит нас в мир главных героев.

Чай из самовара пили и в «Метели». Он служил зарядом бодрости ранним утром у помещиков.

Пушкин вносил чайные традиции очень умело, подчеркивая парой строк реалии жизни той эпохи.

Чай у Гоголя

Гоголь ясно дает понять, что чаепитие было довольно дорогим удовольствием, и позволить его себе мог не каждый. Главный герой повести «Шинель» Акакий, переходя к экономному расходованию средств, в первую очередь отказал себе в чае. В качестве сопутствующего угощения мелкие чиновники Петербурга могли себе позволить только дешевые сухари.

Дамы в «Записках сумасшедшего» добавляли в чай сливки .

Чай является важной деталью образа жизни героев «Мертвых душ». То, что Чичиков, распивая чай с Коробочкой, самостоятельно вливает «фруктовую» в чайную чашку, подчеркивает его отношение к хозяйке. Он переходит в наступление и каких-либо церемоний в разговоре не будет.

Любитель чая Ф.М. Достоевский

Современники Федора Михайловича отмечали его пристрастие к чайному напитку. Писатель предпочитал крепко-заваренный чай и непременно сладкий. Быть может, именно поэтому чаепитие часто встречается на страницах его произведений. Особенно в «Братьях Карамазовых». Чай как бы подготавливает нас к тому, что произойдет далее. Алеша и Иван встречаются в трактире. Иван уже отобедал и завершал свою трапезу чашкой чая . Вместе с Алешей они пьют чай с вареньем .

В последующих эпизодах чай является связывающим звеном в общении героев.

Чай в произведениях Лермонтова

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» рассказчик называет чай и чугунный чайник «единственной отрадой в путешествиях по Кавказу».

Постоянно пьют чай герои Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Перечитывая страницы любимых русских романов, понимаешь, как прочно чаепитие вошло в жизнь русского народа, став непременным атрибутом каждого дня.

Такая добрая тема нашла отражение и в полотнах русских живописцев.

«Чай человеку подать – уважение оказать!»
Народная мудрость

Высказывания, фразы, афоризмы, цитаты, творчество, стихи знаменитых людей про чай

С меркалось, на столе блистая
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струёю
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал…
Пушкин А.С., русский поэт

З овут соседа к самовару,
А Дуня разливает чай,
Ей шепчут: «Дуня, примечай!»
Пушкин А.С., русский поэт

Г лухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай‐ка наколем лучины —
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину,
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
А.Блок, русский поэт

З има! Что делать нам в деревне? Я встречаю слугу, несущего мне
утром чашку чая
Пушкин А.С., русский поэт

Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души.
Лев Толстой, русский писатель

В есёлым гостям надо дать вина. Грустным гостям — обычный чай. Задушевным друзьям — заварить лучший чай и насладиться беседой.
Сюй Цзе Шу

Ч ай может заменить вино. А вино не заменит чай. Стихи могут заменить прозу. А проза не заменит стихи.
Чжан Чао, китайский интеллектуал

Ч ай придает человеку решимость, увеличивает способность перерабатывать впечатления, располагает к сосредоточенному мышлению.
Якоб Молешотт, немецкий физиолог

Н астоящий чайный букет как дорогое вино, его невозможно повторить, секреты его приготовления доступны только автору.
Кейтлин Тёрнер, американская актриса

А ромат чая и вкус чая распространяются широко, широко, укрепляют отношения между людьми.
Цзинь Чжан Цзайв, древнекитайский поэт

П ервая чашка увлажняет мои губы и горло, вторая уничтожает одиночество, третья исследует мои внутренности, четвертая вызывает легкую испарину, все печали жизни уходят через горы, с пятой чашкой я чувствую себя очищенным, шестая возносит меня в царство бессмертия, седьмая… Но я уже больше не могу. Я чувствую лишь дыхание прохладного ветра, которое поднимается в моих руках.
Древнекитайский поэт из династии Тан

Г де чай, там надежда.
Сэр Артур Пинеро, английский драматург

Е сли холодно, чай Вас согреет. Если Вам жарко, он Вас охладит. Если у Вас настроение подавленное — он Вас подбодрит, если Вы возбуждены — он Вас успокоит.
Сэр Уильям Гладстонпремьер, министр Великобритании 19 века

Ч еловек, не выпивший чаю, находится в разладе со вселенной.
Японская пословица

Фразы, афоризмы, цитаты, стихи о чаепитии таких знаменитостей:

Р азве можно что‐то почувствовать, если ты не выпил крепкого душистого чаю? Чай — это взлет души!
В.А. Милашевский, русский художник 19 века

"Ч ай! Пустой напиток! А не дай нам его китайцы, бо‐о‐льшая суматоха могла бы выйти!"
М. Е.Салтыков‐Щедрин, русский писатель

«Ч ай — мой любимый напиток. Других не признаю».
Ш. Муслимов, долгожитель — 120 лет

«Х орошая вещь чай, очень хорошая! Чем больше чай станут пить люди, тем меньше будут тянуться к винтовке — это дело важное».
В. Песков, русский писатель

«Я вообще большой чаевник, это у меня еще с военных лет. Где только не пришлось побывать — в Сибири, на Крайнем Севере, на жарком юге. В мороз меня чай согревает, в жару освежает, дарит бодрость и работоспособность...»
А. Родимцев — генерал‐полковник, дважды Герой Советского Союза

З а чаем легкие разговоры угасают.
Перси Биши Шелли, английский поэт

В жизни человека наберется немного часов, которые были бы приятнее, чем время, посвященное вечернему чаю.
Генри Джеймс, американский писатель

О пыт убедил меня: чай лучше, чем бренди. В течение последних шести месяцев я заменял бренди чаем, даже когда был болен.
Теодор Рузвельт, президент США

В ы никогда не должны отказываться от чашки чая при следующих обстоятельствах: если на улице жарко; если на улице холодно; если вы устали; если кто‐то думает, что вы устали; если вам не по себе; прежде чем выйти из дома; если вы не дома; если вы только что пришли домой; если вам хочется чайку; если вам не очень хочется чайку, но вы могли бы; если вы уже давно не пили чая; если вы только что перехватили чашечку.
Джордж Майкс (венгерский журналист),
«Как быть британцем»

Ч ай поднимает тонус мышц, делая тело сильным. Он помогает при головной боли и головокружении, поднимает настроение и прогоняет сплин. Чай очищает почки от камней и песка, если его употреблять с медом вместо сахара, он облегчает дыхание при простудах. Этот напиток помогает улучшить зрение. Чай снимает усталость, делая человека жизнерадостным.
Томас Гарвэй, владелец первой в Англии чайной

Высказывания, фразы, афоризмы, цитаты, творчество, стихи о чае из народной мудрости:

Н едоверие к тому, что ЧАЙ — это самое лучшее
лекарство от душевных ран, приводит к банальному пьянству.

Л юбовь — локомотив жизни.
ЧАЙ — локомотив здоровья.

Н е чаем единым сыт человек.

В ыпей чайку — забудешь тоску.

З а чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.

Ч ай не пить, так на свете не жить.

С амовар кипит, уходить не велит.

С тавь бабуся самовар, будем слушать Manowar!

Ч ай пить — не дрова рубить.

Ч ай не хмельное — не разберет.

Я сижу, чай пью — и ты заходи, чай пей!

Ч ай должен быть, как женский поцелуй — крепкий, горячий и сладкий!

Ч ай не пьешь — откуда силу возьмешь?

Г де есть чай, там и под елью рай.

С чая лиха не бывает!

Н е ленись, а отличай, где солома, а где чай!

Ч аем на Руси никто не подавился!

Ч ай у нас китайский, сахарок хозяйский.

Ч ай крепче, если он с добрым другом разделен.

Н ынче и пьяница на водку не просит, а всё на чай.

С амовар, что море соловецкое. Пьем из него за здоровье молодецкое.

П риходите к чаю - пирогами угощаю.

Ч ай не пьёшь - какая сила? Чай попьёшь - другое дело.

Ч ай не водка - много не выпьешь

Иван Гончаров, «Обломов»

«Ему (Обломову) представилось, как он сидит в летний вечер на террасе, за чайным столом, под непроницаемым для солнца навесом деревьев, с длинной трубкой и лениво втягивает в себя дым, задумчиво наслаждаясь открывающимся из-за деревьев видом, прохладой, тишиной; а вдали желтеют поля, солнце опускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд; с полей восходит пар; становится прохладно, наступают сумерки; крестьяне толпами идут домой.

Праздная дворня сидит у ворот; там слышатся веселые голоса, хохот, балалайка, девки играют в горелки; кругом его самого резвятся его малютки, лезут к нему на колени, вешаются ему на шею; за самоваром сидит… царица всего окружающего, его божество… женщина! жена! А между тем в столовой, убранной с изящной простотой, ярко заблистали приветные огоньки, накрывался большой круглый стол; Захар, произведенный в мажордомы, с совершенно седыми бакенбардами, накрывает стол, с приятным звоном расставляет хрусталь и раскладывает серебро, поминутно роняя на пол то стакан, то вилку; садятся за обильный ужин»

«Все в доме Пшеницыной дышало таким обилием и полнотой хозяйства, какой не бывало и прежде, когда Агафья Матвеевна жила одним домом с братцем. Кухня, чуланы, буфет -- все было установлено поставцами с посудой, большими и небольшими, круглыми и овальными блюдами, соусниками, чашками, грудами тарелок, горшками чугунными, медными и глиняными. В шкафах разложено было и свое, давным-давно выкупленное и никогда не закладываемое теперь серебро и серебро Обломова. Целые ряды огромных, пузатых и миньятюрных чайников и несколько рядов фарфоровых чашек, простых, с живописью, с позолотой, с девизами, с пылающими сердцами, с китайцами. Большие стеклянные банки с кофе, корицей, ванилью, хрустальные чайницы, садки с маслом, с уксусом»

Александр Пушкин, «Капитанская дочка »

«Вечером мы соединились в гостиной около самовара, весело разговаривая о минувшей опасности. Марья Ивановна разливала чай, я сел подле нее и занялся ею исключительно. Родители мои, казалось, благосклонно смотрели на нежность наших отношений. Доселе этот вечер живет в моем воспоминании. Я был счастлив, счастлив совершенно — а много ли таковых минут в бедной жизни человеческой?»

Александр Пушкин, «Евгений Онегин »

Под вечер иногда сходилась
Соседей добрая семья,
Нецеремонные друзья,
И потужить, и позлословить,
И посмеяться кой о чём.
Проходит время; между тем
Прикажут Ольге чай готовить,
Там ужин, там и спать пора,
И гости едут со двора.

Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал.

Александр Блок, «На улице — дождик и слякоть»

Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!

Авось, хоть за чайным похмельем
Ворчливые речи мои
Затеплят случайным весельем
Сонливые очи твои.

За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

Иван Тургенев, «Отцы и дети»

«Я думаю, чай готов? — промолвила Одинцова. — Господа, пойдемте; тетушка, пожалуйте чай кушать.

Княжна молча встала с кресла и первая вышла из гостиной. Все отправились вслед за ней в столовую. Казачок в ливрее с шумом отодвинул от стола обложенное подушками, также заветное, кресло, в которое опустилась княжна; Катя, разливавшая чай, первой ей подала чашку с раскрашенным гербом. Старуха положила себе мед в чашку (она находила, что пить чай с сахаром и грешно и дорого, хотя сама не тратила копейки ни на что)»

«Обед, хотя наскоро сготовленный, вышел очень хороший, даже обильный; только вино немного, как говорится, подгуляло: почти черный херес, купленный Тимофеичем в городе у знакомого купца, отзывался не то медью, не то канифолью; и мухи тоже мешали… Василий Иванович во все время обеда расхаживал по комнате и с совершенно счастливым и даже блаженным видом говорил о тяжких опасениях, внушаемых ему наполеоновскою политикой и запутанностью итальянского вопроса. Арина Власьевна не замечала Аркадия, не потчевала его; подперши кулачком свое круглое лицо, которому одутловатые, вишневого цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали выражение очень добродушное, она не сводила глаз с сына и все вздыхала; ей смертельно хотелось узнать, на сколько времени он приехал, но спросить его она боялась. «Ну, как скажет на два дня», -- думала она, и сердце у ней замирало. После жареного Василий Иванович исчез на мгновение и возвратился с откупоренною полубутылкой шампанского. «Вот, -- воскликнул он, -- хоть мы и в глуши живем, а в торжественных случаях имеем чем себя повеселить!» Он налил три бокала и рюмку, провозгласил здоровье «неоцененных посетителей» и разом, по-военному, хлопнул свой бокал, а Арину Власьевну заставил выпить рюмку до последней капельки. Когда очередь дошла до варенья, Аркадий, не терпевший ничего сладкого, почел, однако, своею обязанностью отведать от четырех различных, только что сваренных сортов, тем более что Базаров отказался наотрез и тотчас закурил сигарку. Потом явился на сцену чай со сливками, с маслом и кренделями; потом Василий Иванович повел всех в сад, для того чтобы полюбоваться красотою вечера»

Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени»

«Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу»

Федор Достоевский, «Бесы»

«Баба скоро внесла чай, то есть большущий чайник горячей воды, маленький чайник с обильно заваренным чаем, две большие каменные, грубо разрисованные чашки, калач и целую глубокую тарелку колотого сахару»

Лев Толстой, «Семейное счастие»

«Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собирались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне всё казалось, что я недостойна еще этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повертывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: «Петру Ивановичу, Марье Миничне», спрашивать: «сладко ли?» и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям»

Николай Гоголь, «Шинель»

«Даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлебывая чай из стаканов с копеечными сухарями, затягиваясь дымом из длинных чубуков, рассказывая во время сдачи какую-нибудь сплетню, занесшуюся из высшего общества, от которого никогда и ни в каком состоянии не может отказаться русский человек, или даже, когда не о чем говорить, пересказывая вечный анекдот о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади Фальконетова монумента, — словом, даже тогда, когда все стремится развлечься, — Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению»

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Elle etait fille, elle etait amoureuse.

Malfilatre

Она была девушка, она была влюблена.

Мальфилатр (франц.)

«Куда? Уж эти мне поэты!»
- Прощай, Онегин, мне пора.
«Я не держу тебя; но где ты
Свои проводишь вечера?»
- У Лариных.- «Вот это чудно.
Помилуй! и тебе не трудно
Там каждый вечер убивать?»
- Нимало.- «Не могу понять.
Отселе вижу, что такое:
Во-первых (слушай, прав ли я?),
Простая, русская семья,
К гостям усердие большое,
Варенье, вечный разговор
Про дождь, про лен, про скотный двор…»

Я тут еще беды не вижу.
«Да скука, вот беда, мой друг».
- Я модный свет ваш ненавижу;
Милее мне домашний круг,
Где я могу…- «Опять эклога!
Да полно, милый, ради бога.
Ну что ж? ты едешь: очень жаль.
Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль
Увидеть мне Филлиду эту,
Предмет и мыслей, и пера,
И слез, и рифм et cetera?..
Представь меня».- Ты шутишь.- «Нету».
- Я рад.- «Когда же?» - Хоть сейчас.
Они с охотой примут нас.

Поедем.-
Поскакали други,
Явились; им расточены
Порой тяжелые услуги
Гостеприимной старины.
Обряд известный угощенья:
Несут на блюдечках варенья,
На столик ставят вощаной
Кувшин с брусничною водой.
………………………………
………………………………
………………………………

Они дорогой самой краткой
Домой летят во весь опор.
Теперь подслушаем украдкой
Героев наших разговор:
- Ну что ж, Онегин? ты зеваешь.-
«Привычка, Ленский».- Но скучаешь
Ты как-то больше.- «Нет, равно.
Однако в поле уж темно;
Скорей! пошел, пошел, Андрюшка!
Какие глупые места!
А кстати: Ларина проста,
Но очень милая старушка;
Боюсь: брусничная вода
Мне не наделала б вреда.

Скажи: которая Татьяна?»
- Да та, которая, грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна.-
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне».
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.

Меж тем Онегина явленье
У Лариных произвело
На всех большое впечатленье
И всех соседей развлекло.
Пошла догадка за догадкой.
Все стали толковать украдкой,
Шутить, судить не без греха,
Татьяне прочить жениха;
Иные даже утверждали,
Что свадьба слажена совсем,
Но остановлена затем,
Что модных колец не достали.
О свадьбе Ленского давно
У них уж было решено.

Татьяна слушала с досадой
Такие сплетни; но тайком
С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено.
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь,

И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!
Увы! теперь и дни и ночи,
И жаркий одинокий сон,
Все полно им; все деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем. Докучны ей
И звуки ласковых речей,
И взор заботливой прислуги.
В уныние погружена,
Гостей не слушает она
И проклинает их досуги,
Их неожиданный приезд
И продолжительный присест.

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!
Счастливой силою мечтанья
Одушевленные созданья,
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон,-
Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Кларисой, Юлией, Дельфиной,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…
Но наш герой, кто б ни был он,
Уж верно был не Грандисон.

Свой слог па важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл нам своего героя
Как совершенства образец.
Он одарял предмет любимый,
Всегда неправедно гонимый,
Душой чувствительной, умом
И привлекательным лицом.
Питая жар чистейшей страсти,
Всегда восторженный голой
Готов был жертвовать собой,
И при конце последней части
Всегда наказан был порок,
Добру достойный был венок.

А нынче все умы в тумане,
Мораль па пас наводит сон,
Порок любезен - и в романе,
И там уж торжествует оп.
Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь ее кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.

Друзья мои, что ж толку в этом?
Быть может, волею небес,
Я перестану быть поэтом,
В меня вселится новый бес,
И, Фебовы презрев угрозы,
Унижусь до смиренной прозы;
Тогда роман на старый лад
Займет веселый мой закат.
Не муки тайные злодейства
Я грозно в нем изображу,
Но просто вам перескажу
Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны
Да нравы нашей старины.

Перескажу простые речи
Отца иль дяди-старика,
Детей условленные встречи
У старых лип, у ручейка;
Несчастной ревности мученья,
Разлуку, слезы примиренья,
Поссорю вновь, и наконец
Я поведу их под венец…
Я вспомню речи неги страстной,
Слова тоскующей любви,
Которые в минувши дни
У ног любовницы прекрасной
Мне приходили на язык,
От коих я теперь отвык.

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Погибнешь, милая; но прежде
Ты в ослепительной надежде
Блаженство темное зовешь,
Ты негу жизни узнаешь,
Ты пьешь волшебный яд желаний,
Тебя преследуют мечты:
Везде воображаешь ты
Приюты счастливых свиданий;
Везде, везде перед тобой
Твой искуситель роковой.

Тоска любви Татьяну гонит,
И в сад идет она грустить,
И вдруг недвижны очи клонит,
И лень ей далее ступить.
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты,
Дыханье замерло в устах,
И в слухе шум, и блеск в очах…
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальный свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
Татьяна в темноте не спит
И тихо с няней говорит:

«Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне».
- Что, Таня, что с тобой? -
«Мне скучно,
Поговорим о старине».
- О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче все мне темно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло… - «Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?»

И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. -
«Да как же ты венчалась, няня?»
- Так, видно, бог велел. Мой Ваня
-Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.

И вот ввели в семью чужую…
Да ты не слушаешь меня…-
«Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..»
- Дитя мое, ты нездорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси…
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь… - «Я не больна:
Я… знаешь, няня… влюблена».
- Дитя мое, господь с тобою! -
И няня девушку с мольбой
Крестила дряхлою рукой.

«Я влюблена»,- шептала снова
Старушке с горестью она.
- Сердечный друг, ты нездорова.
«Оставь меня: я влюблена».
И между тем луна сияла
И томным светом озаряла
Татьяны бледные красы,
И распущенные власы,
И капли слез, и на скамейке
Пред героиней молодой,
С платком на голове седой,
Старушку в длинной телогрейке;
И все дремало в тишине
При вдохновительной луне.

И сердцем далеко носилась
Татьяна, смотря на луну…
Вдруг мысль в уме ее родилась…
«Поди, оставь меня одну.
Дай, няня, мне перо, бумагу,
Да стол подвинь; я скоро лягу;
Прости». И вот она одна.
Все тихо. Светит ей луна.
Облокотись, Татьяна пишет,
И все Евгений на уме,
И в необдуманном письме
Любовь невинной девы дышит.
Письмо готово, сложено…
Татьяна! для кого ж оно?

Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума;
Дивился я их спеси модной,
Их добродетели природной,
И, признаюсь, от них бежал,
И, мнится, с ужасом читал
Над их бровями надпись ада:
Оставь надежду навсегда.
Внушать любовь для них беда,
Пугать людей для них отрада.
Быть может, на брегах Невы
Подобных дам видали вы.

Среди поклонников послушных
Других причудниц я видал,
Самолюбиво равнодушных
Для вздохов страстных и похвал.
И что ж нашел я с изумленьем?
Они, суровым поведеньем
Пугая робкую любовь,
Ее привлечь умели вновь
По крайней мере сожаленьем,
По крайней мере звук речей
Казался иногда нежней,
И с легковерным ослепленьем
Опять любовник молодой
Бежал за милой суетой.

За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?
Ужели не простите ей
Вы легкомыслия страстей?

Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Не говорит она: отложим -
Любви мы цену тем умножим,
Вернее в сети заведем;
Сперва тщеславие кольнем
Надеждой, там недоуменьем
Измучим сердце, а потом
Ревнивым оживим огнем;
А то, скучая наслажденьем,
Невольник хитрый из оков
Всечасно вырваться готов.

Еще предвижу затрудненья:
Родной земли спасая честь,
Я должен буду, без сомненья,
Письмо Татьяны перевесть.
Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом
На языке своем родном,
Итак, писала по-французски…
Что делать! повторяю вновь:
Доныне дамская любовь
Не изъяснялася по-русски,
Доныне гордый наш язык
К почтовой прозе не привык.

Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски. Право, страх!
Могу ли их себе представить
С «Благонамеренным» в руках!
Я шлюсь на вас, мои поэты;
Не правда ль: милые предметы,
Которым, за свои грехи,
Писали втайне вы стихи,
Которым сердце посвящали,
Не все ли, русским языком
Владея слабо и с трудом,
Его так мило искажали,
И в их устах язык чужой
Не обратился ли в родной?

Не дай мне бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в желтой шале
Иль с академиком в чепце!
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
Быть может, на беду мою,-
Красавиц новых поколенье,
Журналов вняв молящий глас,
К грамматике приучит нас;
Стихи введут в употребленье;
Но я… какое дело мне?
Я верен буду старине.

Неправильный, небрежный лепет,
Неточный выговор речей
По-прежнему сердечный трепет
Произведут в груди моей;
Раскаяться во мне нет силы,
Мне галлицизмы будут милы,
Как прошлой юности грехи,
Как Богдановича стихи.
Но полно. Мне пора заняться
Письмом красавицы моей;
Я слово дал, и что ж? ёй-ей
Теперь готов уж отказаться.
Я знаю: нежного Парни
Перо не в моде в наши дни.

Певец Пиров и грусти томной,
Когда б еще ты был со мной,
Я стал бы просьбою нескромной
Тебя тревожить, милый мой:
Чтоб на волшебные напевы
Переложил ты страстной девы
Иноплеменные слова.
Где ты? приди: свои права
Передаю тебе с поклоном…
Но посреди печальных скал,
Отвыкнув сердцем от похвал,
Один, под финским небосклоном,
Он бродит, и душа его
Не слышит горя моего.

Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу.
Кто ей внушал и эту нежность,
И слов любезную небрежность?
Кто ей внушал умильный вздор,
Безумный сердца разговор,
И увлекательный и вредный?
Я не могу понять. Но вот
Неполный, слабый перевод,
С живой картины список бледный
Или разыгранный Фрейшиц
Перстами робких учениц:

ПИСЬМО ТАТЬЯНЫ К ОНЕГИНУ

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.

Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.

Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно… нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
И в это самое мгновенье,
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул, ‘
Приникнул тихо к изголовью?
Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное…
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!

Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…

Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в ее руке;
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке.
К плечу головушкой склонилась.
Сорочка легкая спустилась
С ее прелестного плеча…
Но вот уж лунного луча
Сиянье гаснет. Там долина
Сквозь пар яснеет. Там поток
Засеребрился; там рожок
Пастуший будит селянина.
Вот утро: встали все давно,
Моей Татьяне все равно.

Она зари не замечает,
Сидит с поникшею главой
И на письмо не напирает
Своей печати вырезной.
Но, дверь тихонько отпирая,
Уж ей Филипьевна седая
Приносит на подносе чай.
«Пора, дитя мое, вставай:
Да ты, красавица, готова!
О пташка ранняя моя!
Вечор уж как боялась я!
Да, слава богу, ты здорова!
Тоски ночной и следу нет,
Лицо твое как маков цвет».

Ах! няня, сделай одолженье.-
«Изволь, родная, прикажи».
- Не думай… право… подозренье.
Но видишь… ах! не откажи.-
«Мой друг, вот бог тебе порука».
- Итак, пошли тихонько внука
С запиской этой к О… к тому…
К соседу… да велеть ему,
Чтоб он не говорил ни слова,
Чтоб он не называл меня…-
«Кому же, милая моя?
Я нынче стала бестолкова.
Кругом соседей много есть;
Куда мне их и перечесть».

Как недогадлива ты, няня! -
«Сердечный друг, уж я стара,
Стара; тупеет разум, Таня;
А то, бывало, я востра,
Бывало, слово барской воли…»
- Ах, няня, няня! до того ли?
Что нужды мне в твоем уме?
Ты видишь, дело о письме
К Онегину.- «Ну, дело, дело.
Не гневайся, душа моя,
Ты знаешь, непонятна я…
Да что ж ты снова побледнела?»
- Так, няня, право ничего.
Пошли же внука своего.

Но день протек, и нет ответа.
Другой настал: все нет как нет.
Бледна, как тень, с утра одета,
Татьяна ждет: когда ж ответ?
Приехал Ольгин обожатель.
«Скажите: где же ваш приятель?
Ему вопрос хозяйки был.-
Он что-то нас совсем забыл».
Татьяна, вспыхнув, задрожала.
- Сегодня быть он обещал,-
Старушке Ленский отвечал,-
Да, видно, почта задержала.-
Татьяна потупила взор,
Как будто слыша злой укор.

Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал;
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.

И между тем душа в ней ныла,
И слез был полон томный взор.
Вдруг топот!.. кровь ее застыла.
Вот ближе! скачут… и на двор
Евгений! «Ах!» - и легче тени
Татьяна прыг в другие сени,
С крыльца на двор, и прямо в сад,
Летит, летит; взглянуть назад
Не смеет; мигом обежала
Куртины, мостики, лужок,
Аллею к озеру, лесок,
Кусты сирен переломала,
По цветникам летя к ручью.
И, задыхаясь, на скамью

Упала…
«Здесь он! здесь Евгений!
О боже! что подумал он!»
В ней сердце, полное мучений,
Хранит надежды темный сон;
Она дрожит и жаром пышет,
И ждет: нейдет ли? Но не слышит.
В саду служанки, на грядах,
Сбирали ягоду в кустах
И хором по наказу пели
(Наказ, основанный на том,
Чтоб барской ягоды тайком
Уста лукавые не ели
И пеньем были заняты:
Затея сельской остроты!)

ПЕСНЯ ДЕВУШЕК

Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки,
Разыграйтесь, девицы,
Разгуляйтесь, милые!

Затяните песенку,
Песенку заветную,
Заманите молодца
К хороводу нашему.

Как заманим молодца,
Как завидим издали,
Разбежимтесь, милые,
Закидаем вишеньем,
Вишеньем, малиною,
Красною смородиной.

Не ходи подслушивать
Песенки заветные,
Не ходи подсматривать
Игры наши девичьи.

Они поют, и, с небреженьем
Внимая звонкий голос их,
Ждала Татьяна с нетерпеньем,
Чтоб трепет сердца в ней затих,
Чтобы прошло ланит пыланье.
Но в персях то же трепетанье,
И не проходит жар ланит,
Но ярче, ярче лишь горит…
Так бедный мотылек и блещет
И бьется радужным крылом,
Плененный школьным шалуном;
Так зайчик в озими трепещет,
Увидя вдруг издалека
В кусты припадшего стрелка.

Но наконец она вздохнула
И встала со скамьи своей;
Пошла, но только повернула
В аллею, прямо перед ней,
Блистая взорами, Евгений
Стоит подобно грозной тени,
И, как огнем обожжена,
Остановилася она.
Но следствия нежданной встречи
Сегодня, милые друзья,
Пересказать не в силах я;
Мне должно после долгой речи
И погулять и отдохнуть:
Докончу после как-нибудь.

Главы романа «Евгений Онегин»:

Пушкин начал писать 3 главу «Евгения Онегина» в феврале 1824 года в Одессе, а закончил в октябре того же года. Появилась в печати она в 1827 году.

Лучшие статьи по теме