Все о продуктах питания. Информационный портал

Латышская сказка про хлеб. Хлеб (рассказ)

Экологический, познавательно – исследовательский проект «Хлеб всему голова!» для детей старшего дошкольного возраста


Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Данный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хлебу, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе. Я часто прошу сына, зайди, купи хлеба; в детстве я своим детям говорила, ешьте с хлебом!
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
Моя мама родилась в деревне, и детство ее пришлось на военные годы. Она нам рассказывала, что самое огромное желание было, съесть большой кусок черного хлеба!
С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб? Может быть, булки растут на дереве? С помощью экологического проекта мы это узнаем!


Назначение проекта: проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
изучить историю возникновения хлеба;
познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
воспитывать желание делиться полученными знаниями.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, коллеги.
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: среднесрочный (30 дней).
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.


Предварительная работа:
Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.

Народный календарь: основные земледельческие даты –
по старому стилю (апрель, май, июнь).

Степан-равнопашец (26 апреля) - начало вспашки полей под посев яровых хлебов.
Еремей-запрягальник (1 мая) - крестьяне начинают вспашку и засев полей яровым хлебом.
Орина-рассадница (5 мая) - время посева капусты.
Никола травной (вешной, весенний) (9 мая) - как правило, к этому времени появляется первая трава - весна в самом разгаре.
Лукерья-комарница (13 мая) - к середине мая в средней полосе России появляются комары.
Сидор северный (14 мая) - обычно в это время начинают дуть северные ветры, примерно на две недели в России холодает.
Олена-леносевка (21 мая) - время начала посева льна.
Федосия-колосеница (29 мая) - колос идет в озимый хлеб.
Еремий-распрягальник (31 мая) - конец посева яровых хлебов. Крестьяне выпрягают волов и лошадей из рабочего ярма.
Акулина-сдерихвостка (13 июня) - в этот период в средней полосе России появляются мошки, комары, оводы, пауки и другие насекомые, которые беспокоят людей и скот. Животные часто бегают по полю и хлещут себя хвостом, отмахиваясь от вредителей.
Аграфена-купальница (23 июня) - начало купального сезона на Руси, вода к этому времени прогревается.


Ожидаемый результат:
формирование у детей представления о ценности хлеба;
получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Методы исследования:
сбор информации;
беседы;
наблюдения;
опытно – экспериментальная деятельность;
анализ.

Взаимодействие с родителями:
Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
Совместно с семьями составить кулинарную книгу «Старинные рецепты наших бабушек».
Совместная викторина с родителями: «Умники и умницы».
Чаепитие с семьями (с домашней выпечкой).
Выпуск стенгазеты «Хлеб - наше богатство!».

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие:
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Хлеб всему голова!»
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб в домашних условиях»;
«Хлеб – наше богатство!»


Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».

Просмотр документальных фильмов:
«История про хлеб»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;
«Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».

Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;
«Колобок» русская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Знакомство с профессиями:
Агроном;
Комбайнер;
Пекарь;
Кондитер;
Продавец.



Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Замешивание теста и выпекание хлеба в электро-хлебопечке (с помощью родителей).

Речевое развитие:




Чтение художественной литературы о хлебе:
Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок» (См. приложение 3)
В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;
В. Ремизов «Хлебный голос»;
Я. Аким «Хлеб»;
Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
И. Токмакова «Что такое хлеб»;
Н. Самкова «О хлебе»;
П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе (См. приложение 1, 2)


Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»;
«Магазин»;
«Булочная»;
«Кулинария».

Дидактические игры:
«Назови профессию»;
«Что, где растет»;
«Что из какой муки испекли?»;
«Четвертый лишний»;
«От зерна до каравая»;
«Что сначала, что потом»;
«Превращения»;
«Чудесный мешочек»;
«А какой он, хлеб?»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Угадай на вкус»;
«Угадай на ощупь»;
«Из чего сварили кашу?»;
«Как превратить муку в тесто?»;
«Назови ласково».

Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:


рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»;
составление картин из манной крупы;
изображение хлебных полей; людей, выращивающих хлеб.

НОД:
«Откуда к нам приходит хлеб»;
«Хлеб – всему голова»;
Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
Беседа: «Кем бы ты хотел стать?» (профессии хлебороба, пекаря…).

Рассказ по картинкам:

Как в старину люди выращивали хлеб?!








Взаимодействие с родителями
Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
Изготовление групповой кулинарной книги «Рецепты наших бабушек».
Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
Театрализация русской народной сказки «Колосок».

Этапы экологического, познавательно – исследовательского проекта:

1. Подготовительный этап:
определение объектов изучения;
подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.
2. Основной этап:
посадка семян, выращивание рассады;
ведение наблюдений и фиксация их в альбоме;
получение муки из зерна;
изучение свойств муки, теста.
3. Заключительный этап:
обобщение результатов работы;
оформление экспозиции поделок из теста;
инсценировка русской народной сказки «Колосок»;
проведение фольклорного праздника «Хлеб – всему голова!»

В своей работе мы опирались на следующие принципы:
единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания детей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
дифференцированный подход к каждой семье;
уважение и доброжелательность друг к другу;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
равноправие и ответственность родителей и воспитателей ДО.

Инновационные формы и методы работы с семьей:
Родительская гостиная на тему: «Как испечь хлеб в домашних условиях?»;
Тематическая выставка рисунков и поделок «Хлеб всему голова»;
Тематическое открытое занятие «Откуда к нам приходит хлеб» (для просмотра родителями);
Конкурс на лучшую поделку: ширму, стенгазету, книжку-малышку «О хлебе».

Формы работы:
Дидактические игры.
Музыкальные занятия.
Рассказы воспитателя о хлебе и хлебопашцах.
Организация тематических досугов и развлечений.
Беседы-диалоги.
Чтение детской литературы по теме.
Показ представлений по теме.

Предполагаемый результат:
Реализация проекта способствует:
- формированию экологических представлений у дошкольников о ценности хлеба;
- получению знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитанию интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- формированию бережного отношения у детей и взрослых к хлебу.

Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
Интернетресурс:
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Приложение 1
Загадки, скороговорки, чистоговорки,
пословицы, поговорки, приметы о хлебе.


Загадки о хлебе:
1. Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос).
2. Какое море за селом волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле).
3. Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе).
4. Загадаю загадку: заброшу за грядку, в год пущу, в другой выпущу (озимь).
5. В землю крошки, из земли - лепешки (пшеница).
6. Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом (хлеб).
7. Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями,
Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб).
8. Есть такие слова: «Он всему голова»
9. Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб).
10. Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,
На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб).
11. На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб).
12. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок!
В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких как я, будет целая семья (зернышко).
13. Одно бросил - целую горсть взял (зерно).
14. В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле).
15. Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос).
16. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь - так и не встанет (сноп).
17. Косою острой скошено, горой высокой сложено (сено).
18. Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн).
19. Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).
20. Зубья ходят, гребни машут, жатки по полю бегут,
Как мальчишку под машинку, поле наголо стригут (жатва).
21. Зубья имеют, а зубной боли не знают (грабли).
22. Зимой - бело, весной - черно,
Летом - зелено, осенью – стрижено (поле).


Скороговорки и чистоговорки о хлебе:
Хорош пирожок - внутри творожок.
Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Женя - жница в поле, жнет она пшеницу.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.


Пословицы и поговорки о хлебе:
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
Хлеб - всему голова.
Будет хлеб, будет и обед.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
Черная земля дает белый хлеб.
И обед - не обед, коли вдоволь хлеба нет.
Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Покуда есть хлеб, да вода - все человеку не беда.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет.
Без соли стол кривой.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Вода вымоет, хлеб выкормит.
Голодной куме все хлеб на уме.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.
Как хлеба кусок, так разинул роток.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.
Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
Рыба не хлеб, сыт не будешь.
Свой хлеб сытнее.
Свой хлеб хоть ночью ешь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Умный детина: знает, что хлеб - не мякина.
Хлеб - батюшка, вода - матушка.
Хлеб в пути - не тягость.
Хлеб в человеке - воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода - молодецкая еда.
Хлеб да вода - то наша дворянская еда.
Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги!
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
И пес перед хлебом смиряется.


Приметы о хлебе:
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!»
Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном.
Если солнышко закатилось – «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Приложение 2
Стихи о хлебе


Т. Лаврова
Из чего печется хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки,
Что дают нам колоски.

Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Черный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!

До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил - обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, все в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.

А. Малахова
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет,
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.

Я. Коваль
На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.

А. Гришин
Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

С. Мельников
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.

Г. Стеценко
С белым хлебом положили
Черный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Черный? В чем его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пек и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!

И. Коньков
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это - наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с медом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят все со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье -
То, что мама испечет,
Для детишек объеденье,
Разевай по шире рот!

Н. Детская
Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке тоже – ямочки.
Я у бабушки спросил:
- И пирог дырявым был?
Засмеялась бабушка:
- И блины-оладушки!
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
- Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!

Приложение 3
Русская народная сказка «Колосок»




Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашел! Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я! - петух петушок с метлой закричал один. - Только не я! - закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу.
А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки намолоть.
- А кто понесет? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:
- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять свое:
- Только не я! - запищал Круть.
- Только не я! - запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придется.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в нее пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть мне хочется! - пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашел колосок?
- Ты нашел! - громко запищали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?
- Все ты, все ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
КОНЕЦ

Приложение 4

Старинные рецепты выпечки хлеба и хлебобулочных изделий




Беседы для детей старшей группы

«Центр развития ребенка – детский сад». г. Кемерово. Кемеровская область.

Беседа о хлебе.

Цель: уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим.

Предварительная работа. За несколько дней до беседы воспитатель организовывает встречу с завхозом детского сада с подгруппой детей. Для того чтобы узнать, сколько хлеба ежедневно привозят в дошкольное учреждение. Дети наблюдают за выгрузкой хлеба, пытаются сосчитать кирпичики черного хлеба и батоны белого.

Другая подгруппа вместе со взрослым (методистом, воспитателем, няней) совершают прогулку в ближайшей магазин с целью узнать, сколько хлеба ежедневно продают населению микрорайона.

Затем воспитанники рассказывают друг другу и педагогу о том, что они узнали.

Ход беседы.

Воспитатель спрашивает детей, много ли хлеба ежедневно доставляют в детский сад, много ли его поступает в магазин, сколько хлеба надо выпечь, чтобы накормить людей их родного города, почему так много надо хлеба.

Вот я сказала «хлеб надо выпечь», - продолжает разговор педагог. – Да, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. А из чего пекут хлеб? Пекут из муки, добавляя в нее дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт – мука.

Хлеб бывает черный и белый. (Показывает.) Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? Правильно, его выпекают из разной муки. Белый хлеб – из пшеничной, черный – из ржаной. Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи.

Педагог показывает детям колосья ржи и пшеницы(можно поместить на фланелеграфе рисунки колосков, а рядом – изображения пакетов с мукой).

Взгляните, - говорит педагог, - это пшеничные зерна, а вот пшеничная мука. Есть межу ними разница? Значит, чтобы получить муку, зерна надо размолоть. А еще раньше – добыть их из колосков - обмолотить колоски. Повторите, что сделать.

Посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю – так говорят: хлебное поле – комбайны. Они скашивают рожь или пшеницу и одновременно обмолачивают. Зерно поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном, подъезжает грузовая машина, и зерно с помощью специального устройства пересыпают в ее кузов.

Комбайн продолжает работать, а машины с зерном идут на приемные пункты. Там зерно взвешивают, определяют его качество, решают, куда это зерно дальше отправлять. А отправить его можно на мельницу или на элеватор. Элеватор - это специальные сооружения для длительного хранения зерна. На элеваторах зерно может хранится несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется, пока не придет время заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей?

Из зерна, поступившего из мельницы, мелют муку. Ее отправляют в хлебопекарни и в магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи», - гласит русская народная пословица. (Повторяет пословицу). Вы догадались, о чем идет речь? Правильно, хочешь калачей – трудись!

А теперь проследим путь хлеба к нашему столу с самого начала.

Весной, вспахав поля, хлеборобы – запомните, дети, это слово – засевают их пшеницей и… рожью. Из зерна вырастают колосья, в них созревают новые зерна. И тогда выходят на поля мощные -комбайны. Комбайны скашивают и обмолачивают пшеницу (рожь), загружают ее в кузов машин, а машины отправляются на приемные пункты. С приемных пунктов зерно поступает на мельницы и элеваторы. С мельниц оно идет в хлебопекарни. Там выпекают душистые караваи и буханки пшеничного и ржаного хлеба.

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе –

Нет вкусней на земле!

(Я. Дягутите. Каравай).

Итак, сегодня, дорогие дети, вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу. Как вы думаете, легка?

Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей. Хлеборобы засевают зерном поля, выращивают хлеб и обмолачивают его.

Шоферы доставляют зерно с полей на элеваторы и мельницы, мукомолы мелют его, пекари выпекают хлеб.

Вы, дети, живете в России- богатой и сильной стране. Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб нужно беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их.

В заключение воспитатель еще раз читает отрывок из стихотворения Я. Дягутите.

Беседа на тему «Правила дорожного движения»

Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их; помочь запомнить новую считалку.

Ход беседы.

Дети рассаживаются полукругом, в центре которого на детском столе выполнен макет городской улицы со светофором, «зеброй», автомобилями(игрушки), тротуаром и пешеходом – матрешкой.

Воспитатель обращается к детям:

Дети, что вы видите на столе? Правильно, улицу города. Точнее говоря, макет улицы. Вы уже знаете, что пешеходы обязаны соблюдать правила уличного движения. Я сказала пешеходы. Что означает это слово? Из каких других слов оно образовано? Что обязаны делать пешеходы? Да, они обязаны соблюдать правила уличного движения. Есть такие правила? Назовите их.

Выслушав ответы детей, воспитатель вызывает к столу ребенка, дает ему свисток. Приглашает к столу еще 6-7 человек – это шоферы. Они поедут на своих автомобилях навстречу друг другу.

Матрешка приближается к переходу, останавливается напротив светофора. Горит красный свет (для пешеходов). Медленно едут машины. Матрешка начинает переходить улицу, полицейский свистит.

Стоп! – говорит педагог, предлагая оставить на местах машины и матрешку. – давайте разберемся, почему свистел полицейский, прав ли он? (все участники разыгранной сценки возвращаются на свои места.)

Заслушиваются суждения трех – четырех детей. Они объясняют, что матрешка пошла на красный свет светофора, а делать этого нельзя – движется транспорт, можно попасть под машину, можно вызвать аварию на дороге.

Не следует переходить улицу на красный свет даже тогда когда на дороге нет машин, - уточняет воспитатель. И показывает, как внезапно поехала машина, стоявшая около тротуара, и как матрешка опять чуть было не попала в беду.

Объясните матрешке это важное правило, - советует педагог. – Скажите ей так: запомни, никогда не переходи улицу на красный сигнал светофора. Не ходи даже тогда, когда на улице нет машин.

Правило повторяют сначала все дети хором, затем 2-3 ребенка индивидуально.

Педагог вызывает к столу полицейского и шоферов (это уже другие дети).

Они помогают разыграть следующую сценку: матрешка, дождавшись зеленого сигнала светофора, начинает переходить улицу. Когда она оказывается на середине проезжей части, загорается желтый свет.

Что делать? – спрашивает воспитатель. Выслушивает советы детей. Среди них есть предложение поскорее перебежать улицу- Давайте попробуем перебежать! – соглашается педагог. Матрешка бежит. Загорается красный свет, едут машины, кукла пытается лавировать между ними. Один автомобиль тормозит, на него наезжает второй, свистит полицейский.

Воспитатель отпускает детей на места и просит объяснить, что произошло на проезжей части улицы и почему. Формулирует правило, которое дети повторяют все вместе и по одному: если ты не успеваешь перейти улицу, остановись на середине ее и подожди зеленого сигнала светофора.

Шоферы и полицейские возвращаются на свои места, и матрешка еще раз переходит улицу, пережидая на середине ее поток машин.

Воспитатель предлагает поиграть в уличное движение на столе, и на полу. Но прежде советует выбрать двух полицейских – регулировщиков. «Это очень ответственная и нелегкая работа», - подчеркивает педагог. Желающих, как правило, очень много, поэтому воспитатель рекомендует воспользоваться считалкой.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф, паф! Не попал.

Серый зайчик убежал.

Педагог проговаривает считалку, затем дети 2-3 раза повторяют 2 последние строчки, запоминая их. Далее первую часть негромко, четко выговаривая слова, декламирует все, а 2 последние строчки- один ребенок. Тот, на которого пришлось слово убежал, становится полицейским – регулировщиком. Все заканчивается самостоятельной игрой детей.

Беседа о домашних животных.

Чтение детям рассказа «Верблюжья варежка» Г. Снегирева.

Цель: объяснить детям, каких животных называют домашними и почему; проверить, как они усвоили новые сведения (предложить доказать, что верблюд из рассказа Г. Снегирева – домашнее животное); помочь запомнить описание верблюда.

Ход беседы.

Воспитатель показывает детям картинки с изображениями козы, коровы, овцы, лошади, медведя. Спрашивает, кто в этой группе животных лишний и почему (лишний медведь, так как остальные животные домашние). Просит детей назвать других известных им домашних животных и подумать, почему они считаются домашними. Выслушивает ответы, обращает внимание детей на отличительные признаки: домашние животные живут у людей, не боятся человека; человек создает условия для их жизни: кормит, строит жилье, лечит; выпущенные на волю, домашние животные или ищут себе новых хозяев, или погибают; все домашние животные приносят пользу в хозяйстве.

Дети повторяют перечисленные признаки, стараются запомнить их.

Верблюд – тоже домашнее животное, - говорит педагог. – Что вы знаете о верблюдах? Как выглядит верблюд? Как это животное используется человеком?

Выслушав ответы детей, воспитатель сообщает, что прочитает рассказ писателя Геннадия Снегирева «Верблюжья варежка». Читает рассказ. Интересуется, понравился ли он, кто что нового для себя узнал о верблюдах. Беседует с детьми по прочитанному.

Как же все – таки верблюды используются в домашнем хозяйстве?

А как выглядел верблюд, на котором привезли дрова? Вспомните текст рассказа: «Большой такой, лохматый. Горбы высокие, как кочки на болоте, и набок свешиваются. Вся морда верблюда покрыта инеем, и губами он что –то все время жует».

Какого же цвета верблюд?

Мальчик влез на верблюда, состриг шерсть с горбов, а верблюд? «Посмотрел, кто там копошится, валенок полизал». А если бы это было дикое животное, как бы оно вело себя?

Вы теперь знаете, как определить домашнее животное, отличить его от дикого. И кое – что знаете о верблюдах. Назовите признаки, характеризующие верблюда как домашнее животное. (Живет у людей, не боится их, позволяет себя запрягать, перевозить грузы на себе, берет хлеб из рук человека; люди кормят, лечат верблюдов, строят им загоны для жилья, заботятся о верблюжатах; из верблюжьей шерсти вяжут теплые вещи.)

Беседа на тему «Автотранспорт»

Чтение детям рассказа «Машины на нашей улице» М. Ильина и Е. Сегал. Рассказ воспитателя о родном городе.

Цель: уточнить представления детей об автомашинах, обратить их внимание на то, как нужны в хозяйстве нашей страны разные марки и виды автомобилей («скорая помощь», грузовые автомобили, такси и т. п.); обогатить их знания с помощью нового литературного произведения; знакомить с достопримечательностями родного города, воспитывать любовь к нему и гордость за него; пополнить активный словарь за счет слов, употребляемых в ситуации общения.

Предварительная работа. На одной – двух целевых прогулках дети наблюдают за движение на проезжей части улицы, знакомятся с достопримечательностями города.

Ход беседы.

Трудно представить себе город или поселок без автомашин, - начинает беседу воспитатель. – Какие автомобили мы с вами видели на улицах нашего города?

Уточняет, дополняет, исправляет ответы детей, поощряет их попытки не только назвать транспортное средство, но и рассказать о его назначении. Обобщая высказывания детей, перечисляет все виды автомобилей, которые были названы. Говорит, что есть еще несколько видов, о которых дети либо забыли, либо не знают. О них рассказано в книге, которая называется « Машины на нашей улице».

Читает отрывок из книги. Спрашивает, все ли детям понятно, что нового они узнали из прочитанного. Предлагает перечислить автомобили, которые в первый раз не были названы.

Наступает Новый Год. В наш город обязательно приедут гости. Что же можно будет показать гостям, чтобы они получше узнали наш город, полюбили его?

Выслушивает предложения детей, одобряет их. Достает новые игрушки: куклу, медвежонка, утенка и другие в образе живых существ, объясняет, что их подарили детскому саду к празднику.

Эти игрушки – тоже новички в нашем городе. Давайте первую экскурсию по городу проведем для них, - предлагает воспитатель. – Оля, закажи для нас экскурсионный автобус. Какой автобус ты закажешь? (Ставит перед девочкой телефон).

Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Кем буду? Здравствуйте, товарищи экскурсанты! Как я вас назвала? Меня зовут Ирина Валерьевна. К вашим услугам новый туристический автобус. Прошу занять места. Поехали! По ходу экскурсии педагог демонстрирует 2- 3 фотографии с видами родного детям города, рассказывает о достопримечательностях. Заканчивая игру, она объявляет:

Наша экскурсия по городу Кемерово закончена. Всего вам доброго товарищи экскурсанты!

До свидания экскурсовод. Всего хорошего!

Беседа на тему «Дикие животные»

Цель: помочь детям запомнить признаки, характеризующие диких животных; закрепить новые сведения, используя картинки о животных; поощрять попытки детей задавать вопросы, отрабатывая навыки речевого общения.

Ход беседы.

Воспитатель демонстрирует картинки с изображениями диких животных. Спрашивает, что это за звери, как их по – другому можно назвать (дикие животные), почему их называют «дикие». Называет признаки, характеризующие всех без исключения диких животных: живут самостоятельно в определенных климатических условиях, например, белый медведь живет только на Севере, львы – в пустыне и т. д; строение их тела, окраска, поведение хорошо приспособлены к условиям жизни; к неволе привыкают с трудом, содержатся непременно в клетках.

Предлагает детям подтвердить характеристику диких животных на примере ежей и белок. Задает наводящие вопросы, помогая формулировать выводы.

Где и как живут эти звери?

Как они приспособились к условиям жизни? Присмотритесь к окраске этих животных. (Ежи и ежата – серо – коричневые, почти сливаются с землей, травой, опавшими листьями. Белка - ярко –рыжая, но тоже не видна на фоне стволов сосен и елей. Тем более что в момент опасности она прячется за ствол дерева и выглядывает из – за него).

Рассмотрите внешний вид ежей и белок, соотнесите его с их образом жизни. (Ежи – ночные хищники. У них короткие, сильные ноги. Нос подвижный, легко вытягивается навстречу добыче.

Едят червяков, жуков, улиток, мышей. На ежей легко может напасть любой зверь, поэтому у них на теле – иголки, защита от врагов. Белки – крохотные существа с огромными пушистыми хвостами, которые помогают им «перелетать» с дерева на дерево. На ногах - острые коготки, ими легко цепляться за кору деревьев. Очень острые зубы, поэтому белка легко разгрызает шишки, орехи. На земле белка беспомощна, хотя довольно быстро бегает. При любой опасности молниеносно «взлетает» на дерево.)

Как животные приспосабливаются к условиям жизни? (Ежи зимой впадают в спячку, поэтому к зиме очень толстеют. Белка делает на зиму запасы. К морозной зиме устраивает гнездо низко на дереве, а перед теплой зимой – высоко. Белки даже в неволе делают себе запасы к зиме.) Педагог еще раз повторяет признаки, характерные для диких животных.

Беседа на тему «Летний день – год кормит». Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи»

Цель: пополнить знания детей о том, как и где хранят люди урожай фруктов и овощей, как заготовляют продукты на зиму; активизировать соответствующий словарь (названия ягод, фруктов, овощей и способов их заготовки в прок).

Предварительная работа. За несколько дней до беседы воспитатель предлагает детям узнать у родителей, какие овощи, фрукты, ягоды, грибы они заготовили на зиму, как это сделали, где хранят консервы.

Ход беседы.

Педагог спрашивает, какой сейчас месяц, какое время года. Просит ответить одним предложением (Сейчас февраль – последний месяц зимы). Рассказывает:

Давно убрали с полей овощи, давно созрели ягоды и фрукты. А мы с вами и в конце зимы едим свежий картофель, морковь, свеклу, капусту. Где же хранятся овощи? (В специальных овощехранилищах, а в домашних условиях – в подполье и погребах.) А какие свежие фрукты бывают зимой?

Народная пословица гласит: « Летний день – год кормит». Как вы это понимаете?

Воспитатель показывает картинки с банками с соленых огурцов или помидор. Спрашивает, что это, как еще летом и осенью люди заготавливают в прок овощи, фрукты, ягоды.

Дети рассказывают, что овощи солят, маринуют, делают из них овощные консервы; из фруктов тоже делают маринады –маринованные яблоки и сливы, но чаще из них готовят разнообразные компоты и соки, варят варенье, джем, желе.

Воспитатель спрашивает, какие соленья, маринады заготовлены на зиму у них дома, где хранятся. Затем рассказывает:

Есть еще способ хранить овощи и фрукты – замораживать их. В магазинах наших городов продают замороженные овощные наборы для супов, замороженные ягоды и фрукты. Так справедлива ли пословица «Летний день – год кормит»?

Педагог показывает картинки с различными соленьями, варенье, компот. Дети определяют, что находится в банках.

Вы скоро подрастете и станете помогать родителям по хозяйству, будете и заготовлять впрок дары природы. – Давайте проверим, что вы знаете об этом.

Итак, летом собрали урожай крепких огурцов. Огурцы не могут долго храниться. Что вы с ними будете делать? (Солить, мариновать, замораживать.)

А что вы будете делать с яблоками? (Варить варенье, компот, джем, делать цукаты, яблочный сок, мариновать.) Из клубники?.... Моркови?.... Капусты?..... и т. д.

Беседа на тему «Наши мамы».

Чтение детям стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благининой.

Цель: помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

Ход беседы.

«Как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете?» - обращается воспитатель к детям. Выслушивает ответы, положительно оценивая такие слова, как мир, Родина. И заключает: «Самое лучшее слово на свете – мама!»

Педагог предлагает воспитанникам рассказать о мамах (заслушивается 4-5 человек). Затем включается в разговор:

Рассказывая о мамах, вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, что у них умелые руки. Что же умеют делать эти руки? (Готовят еду, пекут, стирают, гладят, шьют, вяжут и т. д)

Видите, как много дел у ваших мам! Несмотря на то что мамы работают, они еще справляются с множеством домашних дел. Трудно мамам? Чем и как можно им помочь? Кто из вас постоянно помогает дома по хозяйству? (Заслушивает, уточняет, обобщает ответы детей.) вы еще малы и некоторые дела вам пока не по силам. Но многие дети обязаны делать сами: убирать свои вещи, игрушки, ходить за хлебом, поливать цветы, ухаживать за животными. Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать ее своим вниманием, заботой. Давайте вместе подумаем, как это можно сделать.

Воспитатель дает детям возможность высказать свои суждения, затем продолжает:

Если бы вы знали, как приятно бывает маме, когда сын или дочь поинтересуются, как она себя чувствует, не устала ли, не тяжелая ли сумка у нее в руках. И, если сумка тяжелая, помогут ее нести. В автобусе, трамвае не спешите занять свободное место. Надо обязательно предложить маме и настоять на этом. Выходя из транспорта, старайтесь подать маме руку, чтобы ей было легче выйти. И тогда она будет уверена, что в ее семье растет добрый и внимательный человек. И мамины глаза будут сиять от радости.

Поводов заботится о маме очень много. Вот послушайте это стихотворение.

Интересуется, не случилось ли кому - нибудь из детей позаботиться о маме так же, как рассказано в стихотворении.

Беседа на тему «Что мы знаем о птицах?»

Цель: активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, об уходе за птицами; воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять.

Ход беседы.

На доске вывешены иллюстрации с изображениями птиц: воробья, вороны, грача, дятла, снегиря, скворца, щегла, ласточки. Рядом пустая клетка для птиц. Педагог задает вопросы по картинкам:

Кого вы видите на картинках?

Как вы догадались, что это птицы? (Все с крыльями, все умеют летать.) Но имеют крылья и умеют летать не только птицы, но и бабочки, жуки? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, две ноги с острыми коготками.)

Перья – оперение. Произнесите эти слова. Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи? (Нет, оперение разное.)

Кому какая птица представляется наиболее красивой и почему? (2-3 ответа)

Рассказывая об оперении, вы уже называли некоторых птиц. Назовите и опишите остальных. Вспомните, рассматривая рыб, мы установили, что у них нет шеи. У птиц ее тоже не видно. Как вы думаете, есть ли у птиц шея? (Есть, она закрыта перьями, как воротничком.) А когда шея птички хорошо видна? (Когда птица вытягивает ее, например, чистит перья, поворачивает голову.)

Есть ли у птиц уши? Хорошо ли птицы слышат? Посмотрите на ноги птиц и расскажите, какие они. По земле одни птицы ходят, другие прыгают. Которые из этих птиц прыгают? Отделите их от остальных. Какие птицы остались? Далее педагог объявляет детям, что сегодня их товарищи приготовили для них сюрприз – выучили стихотворения – загадки, а все остальные говорят отгадку (воспитателю на ухо). Она сообщает ребенку, кто отгадал правильно.

Черный жилет, красный берет,

Нос – как топор,

Хвост – как упор. (Дятел)

Черный, проворный.

По полю ходит,

Кричит: «Крак!»,

Всем червякам враг. (Грач)

Ты с модницей этой,

Конечно, знаком:

Вертушке

На месте

Никак не сидится-

Все хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится. (Синичка)

Затем воспитатель напоминает детям об их наблюдениях за птицей. Предлагает рассказать о результатах. Спрашивает, как птица спит (распушает перья, закрывает глаза и прячет голову под крыло), как купается (влезает ногами в воду, приседает, бьет крылышками по воде. Потом приглаживает и сушит перышки).

Почему говорят, и говорят правильно, что птицы - наши друзья? – интересуется педагог. (Они поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, парки, сады. С птицами, радующими окружающих своим щебетанием, веселее, радостнее жить.)

В заключение воспитатель предлагает детям рассказать все, что они знают о птицах.

Беседа о Дне Победы.

Цель: обогатить знания детей о великом и светлом празднике – Дне Победы, активизировать знания о Российской Армии, защитнице страны; вызвать желание побольше узнать о трудовых буднях наших воинов.

Ход беседы.

Воспитатель читает стихотворение «Шинель» Е. Благининой:

Почему ты шинель бережешь? –

Я у папы спросила. –

Почему не порвешь, не сожжешь? –

Я у папы спросила. –

Ведь она и грязна и стара,

Приглядись - ка получше!

На спине вон какая дыра,

Приглядись – кА получше!

Потому я ее берегу, -

Отвечает мне папа, -

Потому не порву, не сожгу, -

Отвечает мне папа, -

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок, на врага

И его одолели!

Педагог пережидает реакцию детей и повторяет последние строки стихотворения: «Мы ходили, дружок, на врага и его одолели!» Спрашивает:

На какого врага ходил боец в ныне грязной и старой шинели и когда это было? (Давно, во время войны с фашистами.)

Это была жестокая война, принесшая нашей стране большие разрушения и много горя. Кто из вас что –то знает об этом – слышал от взрослых, видел в кино и по телевизору? (Заслушивает, уточняет, дополняет ответы детей.)

- «Мы ходили, дружок, на врага и его одолели!» - еще раз повторяет воспитатель строчки стихотворения. – война закончилась девятого мая. И этот день – Девятое мая – стол в нашей стране великим праздником – Днем Победы! (Включает музыку – «День Победы» Д. Тухманова. Дети прослушивают первый куплет.)

Кто из вас может рассказать, как отмечают люди этот праздник? (Заслушивает детей, иллюстрирует их фотографиями, рисунками.)

На земле нашей Родины после войны осталось много братских могил (показывает фотографии обелисков). Вглядитесь в эти фотографии, и вы обязательно увидите живые цветы. Эти цветы – знак нашей памяти и глубочайшей благодарности тем, кто в боях отстаивал нашу Родину и погиб за нее.

Педагог говорит: «Если в вашей семье, в вашем доме, на вашей улице живут ветераны войны, те, кто непосредственно участвовал в боях с фашистами, не забудьте поздравить их с Днем Победы.

Воспитатель включает магнитофон и дает детям послушать песню целиком. Приглашает детей рассмотреть книги, фотографии о том, как ветераны войны передают свой опыт молодым солдатам, как российские войны несут свою службу, как проводят свободное время.

Беседа на тему «Как мы встречали весну».

Повторение стихотворения «Сельская песня» А. Плещеева.

Цель: активизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; животном мире; о работах людей в поле, саду, огороде; развивать у детей воображение, чувства юмора.

Ход беседы.

Педагог читает « Сельскую песню» А. Плещеева.

Плещеев назвал свое стихотворение «Сельская песня», хотя речь в нем идет о весне, - говорит педагог. – Вероятно, поэт выбрал такое название потому, что раньше всех весну встречают именно сельские жители. Еще они начинают готовиться к ее приходу. Не успеет земля просохнуть, а уже в поле выходят… трактора.

Воспитатель демонстрирует соответствующие картинки, иллюстрации, а дети рассказывают о том, как пашут землю, засевают поля зерном, следят за озимыми; сажают картофель и овощи, окапывают деревья, высевают цветы.

Педагог цитирует русскую народную пословицу:

Что посеешь, то и пожнешь,

Что пожнешь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь.

Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что нового появилось весной в лесах, парках. Дети рассказывают о пении птиц, о том, что птицы вьют гнезда, выводят птенцов; у них много корма: гусениц, мух, жучков, личинок, на полянках и газонах – густая молодая трава, на траве солнечные головки одуванчиков; много разных насекомых. Воспитатель просит найти и показать насекомых на картинках, назвать их. Напоминает, что ребята забыли сказать о животных. Дети рассказывают о том, что пробудились от спячки медведи и вывели из берлог медвежат, проснулись ежи и т. д.

Чудесное время - весна! – заключает педагог. – Где бы вы сейчас хотели побывать, что увидеть?

Выслушивает пожелания детей и предлагает поиграть в игру – «Угадайте, где мы были?».

Трактора в полях водили….

У медведицы гостили….

И зайчонка навестили…

В темной чаще хлеб растили…

В птичьем гнездышке пожили и т. д.

Беседа на тему «О дружбе и друзьях»

Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему.

Ход беседы.

У каждого человека есть (должен быть) друг, не правда ли? – говорит воспитатель. – Уверена, что и у вас есть друзья. Расскажите о них (3-5 высказываний). Кто же такой друг? Подумайте хорошенько и скажите, кого можно назвать своим другом?

Педагог выслушивает суждения детей. Суть их чаще всего сводится к тому, что друг – это тот, с кем интересно, кто не обижает, во всем слушается, охотно делится игрушками и сладостями.

Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость, и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам, - уточняет воспитатель и спрашивает: - А как вы сами должны, обязаны относиться к другу?

Предлагает послушать рассказ о мальчиках, которые называют себя друзьями, и дать оценку их взаимоотношений:

Саша и Андрейка так расшалились и разбегались, что помяли цветы на клумбе.

Это Андрейка виноват! - сразу же закричал Саша, увидев воспитателя.

Андрейка, это ты виноват? – строго спросила воспитательница мальчика.

Я, - ответил Андрейка и отвернулся от Саши.

Хотя виноват только Андрейка, но я накажу вас обоих, - сказала Ольга Ивановна и усадила детей около веранды.

А меня за что?! – захныкал Саша.

Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отодвинулся, сел к Саше чуть ли не спиной.

Тоже мне … друг еще называется, - пробурчал Саша, но Андрейка никак не среагировал на его ворчание.

А что вы думаете об этом? – интересуется педагог. – Почему Ольга Ивановна наказала и Сашу и Андрея? Почему вздохнула? Хотели бы вы, чтобы Саша был вашим другом? – Заслушивает и оценивает ответы детей.

Так как же следует относиться к своим друзьям, какими надо быть?(Добрыми, щедрыми, великодушными. Помогать друзьям в беде, радоваться их успехам.) Теперь вы знаете, кого можно называть настоящим другом? Того, кто спешит другу на помощь, радуется и огорчается вместе с ним, умеет простить, никогда не переложит на него свою вину.

Беседа на тему «Труд работников детского сада»

Цель: расширить и уточнить знания детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда.

Ход беседы.

Предварительная работа.

За 2-3 дня до беседы вечером после полдника педагог, собрав детей, спрашивает их о том, кто такая заведующая детским садом, что она делает. Интересуется, что делает в саду воспитатель – методист. Выслушав детей воспитатель говорит: «Как мало вы знаете о труде этих людей! Хотите знать больше?» Получив согласие детей и договорившись с сотрудниками, отправляет 3-4 ребят с поручением, как можно больше узнать о труде заведующей, методиста, повара, медицинской сестры, наблюдая за их деятельностью и расспрашивая о ней (на 35-40 мин.)

В нашей стране маленькие дети воспитываются в дошкольных учреждениях, - начинает разговор педагог. – Много людей трудится для того, чтобы малышам в детских садах было уютно и интересно, чтобы родители не волновались за них, а спокойно и продуктивно работали.

Я сказала: много людей работает в детских садах. Я не ошиблась? Люди каких профессий трудятся в дошкольных учреждениях?

Рядом с детьми всегда воспитатель и няня. Расскажите подробнее о том, что входит в обязанности воспитателя. (Встречает детей, беседует с родителями, организует игры, проводит занятия и т. д.)

А что делает в течение дня няня и как вы можете помочь ей?

Что вы знаете о работе заведующей детским садом?

А как трудятся наши повара? Какие машины и механизмы имеются в их распоряжении?

Что за должность – воспитатель – методист детского сада?

Где его рабочее место?

Хорошо, когда в детском саду есть своя медицинская сестра – не надо каждый раз ходить в поликлинику! Что делает в детском саду медицинская сестра?

Заканчивает беседу воспитатель так: «Сегодня мы постарались побольше узнать об обязанностях сотрудников детского сада. Как вы думаете, чья же работа интереснее и почему?» выслушивает ответы детей. Задает новый вопрос: «А чья же работа важнее? Нужнее?»

Формулирует вывод: «Однако важна и нужна работа каждого человека. И каждый человек старается выполнить свою работу как можно лучше».

Беседа на тему «Что мы знаем о рыбах»

Цель: пополнить знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания; активизировать соответствующий словарь; вызывать у детей желание узнать побольше о рыбах.

Ход беседы.

Воспитатель демонстрирует картинки с изображениями рыб: телескопа, вуалехвоста, гуппи, меченосца, карася, щуки, сома и других, и среди них картинку с изображением воробья. Предлагает детям взглянуть на картинки и догадаться, кто тут лишний. Спрашивает, как они определили, что лишний – воробей. (Смотрели, кого больше, и кто не относится к этой большой группе предметов.)

Педагог убирает картинку с воробьем. Просит назвать рыб и дать краткое описание внешнего вида каждой. Дает образец высказывания: «Это толстая, усатая, немного похожая на кита, рыба называется сом». Или: «Рыбка с толстым туловищем и длинными, легкими, свисающими плавниками и хвостом называется вуалехвост».

Спрашивает, какая, по мнению детей, рыба самая красивая, самая некрасивая , самая большая, самая маленькая. Задает новый вопрос: «Рыбы такие разные, так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом –рыбы?» Дети называют общие признаки рыб.(Все они живут в воде. Имеют голову, туловище, хвост, плавники; на голове рот, глаза и жабры.)

А теперь отгадайте загадку. –«У родителей и деток вся одежда из монеток». Кто это? (Рыбы)

А монетки – это? (Чешуя. Чешуйки круглые, блестящие, плотно прилегают к телу рыбы.) Серебряные или золотые монетки? (И те, и другие, но чаще серебряные.)

У многих животных существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех есть плавники и жабры. Давайте поговорим о их назначении. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники? Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Шевелят плавниками и плывут. Плавник… плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево – вправо.

А есть ли у рыб шея? Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм. А где же спят рыбы и как? (Спит у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами). Воспитатель группирует картинки, отделяя аквариумных рыб от рыб, живущих в открытых водоемах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб от других. Просит перечислить аквариумных рыбок, затем назвать рыб, живущих в прудах и озерах. Интересуется, кто из ребят видел рыб в реке или озере. Просит рассказать, как они их заметили, как рыбы выглядели 2-3ответа.

Приятно, когда в доме есть аквариум, не правда ли? – говорит педагог. – Но уж если вы завели рыбок, ухаживайте за ними так, чтобы они получали все необходимое. Кто из вас может рассказать, как ухаживают за аквариумными рыбками?

Ребята, что нового узнали вы сегодня о рыбах? Есть ли ко мне вопросы? О каких рыбах вы хотите узнать подробнее?

Беседа на тему «О чем могут рассказать вещи, которые нас окружают?»

Цель: уточнить и активизировать знания детей о материалах, из которых сделаны вещи, о способах превращения различных материалов в изделия; воспитывать уважение и интерес к труду, к людям разных профессий, вызвать чувство гордости за мастеров – умельцев; активизировать в речи слова – названия изделий из определенного материала.

Предварительная работа. Воспитатель рассматривает с детьми изделия, выполненные из разных материалов. Рассказывает об этих материалах.

Ход беседы.

На столе воспитателя вещи – изделия, выполненные из разных материалов: матрешка, хохломская миска, флакон духов необычной формы с красивой пробкой, керамическая и фарфоровая чашки, металлическая чайная ложка, вязаные варежки, кружево, льняная салфетка с вышивкой, расписной головной платок с кистями и др. педагог привлекает внимание детей к необычной выставке. Указывает на те или иные вещи, дети называют их.

«Кому какая вещь понравилась и почему?» Ребенок выходит к столу, берет в руки и показывает всем понравившуюся вещь.

Назовите изделие, - определите, из чего оно сделано,(Заслушивает ответ, предлагает ребенку вернутся на место.)

Мне, как и Оле, тоже нравится эта салфетка. Понравилась и вышивка: яркая, броская, с красивыми узорами, которые хорошо сочетаются с серым цветом салфетки. Оля отметила, что салфетка из ткани. Кто назовет эту ткань? (Льняная, сделана изо льна.)

А что это такое – лен? (Растение, его специально выращивают во многих областях нашей страны. Стебель льна при специальной обработке дает льняное волокно. Из него прядут нитки и ткут льняную ткань.) Изделия изо льна красивы, шелковисты, легко стираются, в них не жарко летом. Потому – то так и славится русский лен! Какие еще льняные изделия вы можете назвать? -Видите, - продолжает педагог, - как много интересного «рассказала» вам о себе и о льне маленькая вышитая салфетка.

Выходит следующий ребенок. Демонстрирует еще один экспонат «выставки», называет вещь и рассказывает о ней. Дети задают вопросы, дополняют рассказ. Педагог помогает формулировать выводы, делает обобщения. Просит припомнить изделия, выполненные из того же материала. В заключении воспитатель спрашивает, что нового узнали дети из беседы, интересно ли им было.


Латышская сказка про хлеб

Однажды обессилевший от голода волк попросил еды у пастуха. Пастух дал волку большой кусок хлеба.

«Какая вкусная у вас, людей, еда, – сказал волк. – Если бы мы ели такую еду, то не нападали бы на ваших овец. Как ее делают?»

«Это история долгая, – сказал пастух. – Вначале надо землю вспахать».

«И можно есть?!»

«Нет. Погоди. Потом нужно землю засеять».

«И можно есть?!»

«Да погоди ты. Я же сказал – это история долгая».

И пастух продолжил рассказывать волку длинную цепочку сельскохозяйственных операций о том, как нужно ждать урожая, потом жать, скирдовать, молотить, сушить, молоть, печь… Волк то и дело ввязывался с вопросом: «И можно есть?» А в конце сказал: «Вкусная у вас, людей, еда, но трудная. Видно, будем мы на овец ваших нападать».

Вся жизнь человеческая – это смесь трудного и вкусного, трудного и красивого. Огромный труд стоит за светом обычной электрической лампочки или за струей воды из крана. Этот чужой труд нужно ценить, а лучший способ – трудиться самому. Легко пачкается только то, что выстирано мамой. То, что выстирал и выгладил сам, бережется тщательнее и пачкается неохотно.

Сербская сказка о нищем короле

Жил-был король, который отправился в путь по морю со своей женой и дочкой, и попали они в кораблекрушение. Их выбросило на берег в неизвестной стране. Там, не зная ремесел, они стали пасти чужих овец, проводя жизнь нищенскую. Случилось, однако, королю той страны искать невесту своему сыну. Обошли королевство, увидали всех девиц - и выбрали ослепительно красивую беднячку – дочку этого пастуха. Царевич предложил ей руку и сердце, но отец девушки поставил ультиматум: «Дочь не отдам, пока ты, царевич, не выучишь одно из ремесел». Царевич возмутился, но подчинился воле будущего тестя и научился плести циновки. Сплел две штуки и опять пришел свататься.

Галина Юркина

Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка"

Программные задачи :

Закрепить знания старших дошкольников о хлебе , как одном из ценных продуктов и величайших богатств на земле; знания профессий, выращивающих хлеб .

Обогатить знания о том, как на столе появляется хлеб , какой путь он проходит, прежде чем его съедим.

Закрепить знания пословиц и поговорок о хлебе .

Упражнять в счёте, знании геометрических фигур и цифр, умении выразительно читать стихи и инсценировать.

- Активизация словаря : колос, рожь, пшеница, косить, жать, молотить, элеватор, тракторист, комбайнер, мельник, пекарь.

Развивать внимание, связную речь, память, активность и мелкую мускулатуру пальцев.

Воспитывать бережное отношение к хлебу , уважение к труду людей.

Методическое обеспечение : проектор, ноутбук, слайд-шоу «Откуда хлеб пришёл , дидактическая игра «Логическая цепочка» , пословицы и поговорки о хлебе , геометрическая мозаика «Колосок» , изображение колосков, тракторов, шапочка каравая, атрибуты мельника, пекаря, тракториста и комбайнера.

Предварительная работа : рассматривание альбома «Хлеб – всему голова » , экскурсии на поле и зерно ток, заучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе , сюжетно-ролевая игра «Уборка урожая» , беседы о труде взрослых.

Ход занятия : (Воспитатель вносит каравай хлеба ) . Хлеб ! Как мы часто говорим и слышим о нем! Проснутся утром в доме, и кто- то из семьи спешит купить к завтраку свежий хлеб .

«Вот он хлебушко душистый , с хрусткой корочкой витой;

Вот он тёплый, золотистый, словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила, в нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём ! (С. Погореловский) .

Как же получается хлеб , тот самый, который мы каждый день покупаем в магазине? (Ответы детей) .

Воспитатель обобщает ответы детей рассказом и показом слайд-шоу «Откуда хлеб пришёл :

1 слайд. Хлеборобы уже зимой начинают думать о будущем урожае – делают снегозадержание, чтобы в почве было много влаги и выросло больше хлеба .


2 слайд. Трактористы вывозят на поле удобрения, для будущих всходов. Удобрения для растений, как витамины для ребят.

3 слайд. Весной в поле выходят трактора. У трактористов много работы : нужно вспахать, разрыхлить землю – приготовить мягкую постель для зёрен. Недаром, говорят : «Весенний день – год кормит» .


4 слайд. На вспаханное поле вышли сеялки, которые сеют сразу в три ряда. Зёрна падают в землю ровно. Поля огромные и можно быстро засеять только с помощью техники.


5 слайд. Затем трактористы боронят засеянное поле.


6 слайд. Идёт время, зёрна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже всё поле в золотых колосья Хлебные поля похожи на море . Подует ветер, и колосья качаются, как волны.


7 слайд. Наступает осень. Колосья стали золотыми, созрела рожь, пшеница. Пришла пора убирать урожай. Нельзя медлить : колосья могут осыпаться и зёрна упадут на землю. В поле вышли комбайны, которые срезают колосья, обмолачивают, отделяя зёрна от колосьев. Спешат комбайнеры собрать урожай, пока стоит хорошая погода.

8 слайд. Собран урожай. Машины везут зерно в новый дом – огромный элеватор, где хранится зерно.


9 слайд. Затем зерно отправляется на мукомольные заводы, где его размалывают в муку с помощью электрических мельниц. Муку в специальных машинах везут на хлебозаводы и в пекарни .


10 слайд. Пекари пекут из муки хлеб , батоны, булки.


11 слайд. Хлеб привозят в магазины специальные машины. В магазинах люди покупают хлеб .

12 слайд. Хлеб нужен каждому человеку. Народная пословица гласит : «Хлеб – всему голова » . Много людей работает, чтобы хлеб попал к нам на стол . Нужно беречь хлеб . Хлеб – наше богатство . Никогда не бросайте хлеб ! Берегите его!

А сейчас давайте поиграем в «Логическую цепочку» . (Дети раскладывают картинки по порядку, по цифрам, чтобы получился путь к хлебу , как на слайд-шоу).

Физ. минутка : Сколько в поле колосков –

Столько сделаем шагов. (Ходьба до 10) .

Какой вырос каравай?

Выше руки поднимай! (Руки вверх и потянуться) .

Теперь ниже наклониться,

Как колышется пшеница. (Наклоны в стороны) .

Сколько в поле тракторов,

Столько сделаем прыжков! (Прыжки до 6) .

Хлеб – одно из величайших творений рук человеческих, результат труда земледельца, взрастившего золотой колос с драгоценным зерном. Крохотное хлебное зёрнышко вмещает много полезных для здоровья минеральных веществ, витаминов, углеводов и белка. Поистине, зерно жизни! А какой формы зерно? Давайте соберём из зёрен пшеничный колосок.

Проводится игра «Кто скорее соберёт колосок» из геометрической мозаики.

Какие пословицы и поговорки вы знаете о хлебе ?

Хвала рукам, что пахнут хлебом !

И обед ни в обед, коли хлеба нет !

- Хлебушко – калачу дедушка .

Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной!

Золото и серебро – только камни, а пшеница – драгоценность!

Ребята, давайте поиграем в каравай и вспомним профессии людей, которые трудятся, чтобы мы каждый день кушали вкусный и полезный хлеб .

Проводится инсценировка «Праздник урожая» (поэтический текст Т. Коломиец, русский текст В. Приходько) .

Беседа для детей 5-7 лет: «Хлеб – всему голова»

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ школа №1499 ДО №7
Воспитатель
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с этапами приготовления хлеба, с обычаями, традициями, с народным фольклором. Для данного мероприятия была разработана авторская игра.

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности

Ход беседы

Ведущий: Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)
Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.
Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.
Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

Считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.


В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей)
Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.
Ведущая: Ребята, а играть Вы любите? (Ответы детей) Выходите на середину зала, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно» . Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять. СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙ
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски. полный рост и поднимаем руки вверх над головой)

А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
Примечание: Игра проводится 2-3 раза
Ведущая: Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самые питательные для человека является рожь и пшеница.


Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.

Послушайте русские поговорки о хлебе.

Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб батюшка, водица матушка.
Хлеб - кушай, добрых людей слушай.
Худ обед, коли хлеба нет.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Пот на спине – так и хлеб на столе.


Ведущая: Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки.


Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб.


Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Мнут и катают,
В печи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объедение! (Баранка или бублик.)

Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)


Выходит хозяйка в русском сарафане, кокошнике, в руках она держит каравай.
Хозяйка: В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.


Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега»,то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением.

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
Ведущая: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

Лучшие статьи по теме