Все о продуктах питания. Информационный портал
  • Главная
  • Травы
  • Можно ли в пост красное вино? Можно ли пить алкоголь во время поста

Можно ли в пост красное вино? Можно ли пить алкоголь во время поста

Употребление спиртного в пост – тема, на которую сломано немало копий. С одной стороны, пост – время, когда нужно отказаться от многих удовольствий, с другой – как же это порой сложно! Сумятицу в умы вносят и многочисленные цитаты из Писания, содержащие похвалу вину. Но сперва выясним, о каком именно вине пишут Отцы Церкви и как они советуют его употреблять.

Ещё в глубокой древности люди подметили, что от сырой воды можно заболеть. Но в старину кипяток был не так уж доступен: слишком дорого растапливать дровяную печь, чтобы приготовить чашку травяного отвара. В южных странах, где из-за жары проблема стояла особенно остро, люди приспособились обеззараживать воду вином.

Сухое вино – напиток крепостью 9–16 градусов. Тех, кто пил неразбавленное вино, считали горькими пьяницами, даже на разводивших напиток в пропорции 1:1 в обществе смотрели косо. Нормальным считалось соотношение количества вина к количеству воды 1:2, а то и 1:4. Получалось питьё крепостью 2–4 градуса. Бедняки вместо вина добавляли в воду фруктовый уксус. Отсутствие у человека средств на покупку вина или уксуса расценивалось как признак крайней нищеты.

Христианство зародилось на Ближнем Востоке, и в Церковном Уставе отражены местные реалии. Типикон, книга, регламентирующая порядок питания во время постов, написан на основе уставов палестинских монастырей (преимущественно обители Саввы Освященного близ Иерусалима), с учётом традиции Св. Горы Афон.

Апостолы и теологи относились к вину как к продукту, поддерживающему силы и укрепляющему здоровье. Апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею, советовал ему: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1-е Тимофею, 5:23)».

В Типиконе вино упоминается наравне с другими продуктами и напитками, к примеру, елеем (растительным маслом), квасом или укропом (травяным отваром). Так, если Благовещение приходится на Страстную Пятницу, то блюда с растительным маслом запрещены, но запивать пищу вином разрешается. В Великую Субботу: «Даёт братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от мёда или от жита».

Более того, 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения…, или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Однако это изречение нужно воспринимать не как позволение пьянства, но как предупреждение тем, кто гнушается вином во время причастия.

Злоупотребление алкоголем в христианстве считается тяжким грехом. Тот же апостол Павел запрещал своей пастве «упиваться вином»: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21). К умеренности призывал и Иоанн Златоуст: «Вино дано для того, чтобы быть весёлым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».

Особенности употребления алкоголя на Руси

Когда христианство пришло в северные страны, оказалось, что местное население не знает вкуса вина, зато варит пиво. Иоанн Златоуст, основывавший обители в северных провинциях Римской империи, писал о необходимости внести изменения в устав в связи с более суровым климатом. Позже, в средние века, монахи Германии во время поста даже заменяли хлеб пивом.

На Руси дозволение пить алкогольные напитки во время поста восприняли слишком прямолинейно, так что церковным властям пришлось вводить дополнительные запреты. Прп. Иосиф Волоцкий, XV–XVI в.: «Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает». Св. Тихон Задонский, XIX в.: «Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям». Св. Феофан Затворник, XIX в.: «Христианам скорее идет – совсем не пейте, – разве только в крайностях, – в видах врачевания… Винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

Современные правила употребления алкоголя в пост

Отцы Церкви советуют на время поста полностью отказаться от употребления алкоголя, кроме тех случаев, когда необходим приём лекарственных препаратов на спирту или вине. Однако в Типиконе перечислены дни, когда разрешается употребление вина или пива, другие вида спиртного в пост категорически запрещены.

Мера жидкости, упоминаемая в Типиконе, – красовуля, то есть чаша объёмом 150–200 мл. Дозволяется выпить 1–2 красовули вина (пива). Учитывая, что имеется в виду только разведённое вино, 2 красовули – это даже чуть меньше одного современного бокала.

В таких дозах вино или пиво в пост разрешены по субботам и воскресеньям, а также (даты приводятся по Григорианскому календарю):

  • в Великий пост – на Благовещение (7 апреля);
  • в Петров пост – в Праздник Преображения (19 августа);
  • в Рождественский пост – в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в день памяти св. Николая Чудотворца (19 декабря).

В обычное время постными днями, когда от спиртного необходимо отказаться, считаются среда и пятница (Типикон приравнивает их к Великому посту). Исключения делаются только для тех случаев, когда на эти дни выпадает церковный праздник. Если поститься по средам и пятницам каждую неделю, впоследствии легче будет привыкнуть к строгим ограничениям длительных постов.

Отцы Церкви учили, что у каждого человека – своя мера послушания. Трудно не следовать принятым в обществе традициям и совсем не пить алкоголь в пост на светских праздниках. Но человек для того и наделён разумом и волей, чтобы избегать излишеств.

«Вино веселит сердце человека», но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться «сухого закона»? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ беседовал с иереем Даниилом СЫСОЕВЫМ.


Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь

- Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?

Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой - дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.

Отцы Церкви называют состояние богообщения «духовным опьянением». Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ - не подлинник.

Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.

В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?

Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, «внутреннюю теплоту». А где оно куплено - это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.

С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?

Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.

- А что такое «красовуля»?

Одна красовуля - это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: «…пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).

Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: «Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся». То же самое касается и вина.

- Можно ли пить вино и водку в пост?

Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие - не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост - временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.

Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше «не употреблять»? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?

Были такие православные - комсомольцы их звали. Они говорили про «безалкогольные свадьбы», до сих пор помню.

- Бывают и настоящие православные «сухие» свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.

Действительно, есть у нас такое представление, что употребление алкоголя - грех сам по себе. Утверждают, что в водке дьявол, что пиво - сатанинский напиток и так далее. И хотелось бы напомнить православным 51-е правило свв.Апостолов, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». И человек, учащий так, подлежит анафеме. Не просто прещению или наказанию, но именно отлучению от Церкви. Почему? Потому что такой человек хулит Творца Вселенной, Который дал нам эти дары. Апостол Павел в своих посланиях повелевает Тимофею пить немного вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Так что нельзя говорить, что вино - грех. Грех здесь не в вине, а в человеческой злой воле. Точно так же как не в шприце, даже не в наркотическом средстве, потому что наркотик может быть и лекарством, - а в злоупотреблении. Но, конечно, все это не касается людей, которые лечатся от алкоголизма, - им пить нельзя ничего.

Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?

В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.

- А есть люди, которые говорят: «Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться».

Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это - плод рук Творца: «не я тебя сажал, не я тебя растил». И они проклинали всех, кто пьет вино.

Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина - исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики - нет.

- Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?

У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.

Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.

Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно «снимают напряжение», выпивают. Появляется привычка - прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?

Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.

Сухое или сладкое?


Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев) рассказал корреспонденту «НС» Максиму ПЕТРОВУ о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре:

С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.

Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров - молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.

Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Данилов монастырь покупает разное вино, главные критерии - это качество и приемлемая цена. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем (в зависимости от ситуации). Сегодня нельзя доверять красивым этикеткам на бутылках и заверениям поставщика обманывают, к тому же качество вина под одной этикеткой постоянно меняется даже у одних и тех же продавцов. Поэтому перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.

Для Евхаристии Троице-Сергиева лавра использует домашнее вино

Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену ХАРИТОНУ (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею ОРДЫНСКОМУ:



- Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому «Каберне» - самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова «пиво», а от слова «питье») при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка.

А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.

Я думаю, что российская традиция использовать в качестве богослужебного вина кагор связана с проблемами доставки вина из южных окраин империи. Если сухое вино везти неделю, оно может прокиснуть, а в мороз - замерзнуть. Кагор же более устойчив к температурным колебаниям и транспортировке.

Пост в христианской религии означает период времени, в течение которого верующим запрещается принимать пищу животного происхождения. Изначально смысл такого воздержания сводился к тому, что добровольный отказ себе в удовольствиях помогает достичь и духовного очищения. Поэтому алкоголь, как категория продуктов, так же присутствует в запретительном списке. Однако в этом случае имеется ряд исключений.

Церковные каноны в умеренном количестве и в строго определенные дни разрешают пить красное вино. Но особое место в ряду исключений занимает пиво – до сих пор даже среди представителей духовенства нет единого мнения относительно употребления пенного напитка во время поста. Чем же обусловлены такие разногласия и можно ли пить пиво во время поста российским христианам?

Позиция католичества

Католики в этом вопросе едины – им употреблять пенный напиток разрешается. Это не значит, что во время духовной борьбы можно до краев наливаться пенным напитком. Умеренность – главное условие, которое в данном случае соблюдается неукоснительно.

Так вот, когда перед высшим руководством католической церкви встал вопрос о том, можно ли пить пиво во время поста или добрым христианам сие баловство не к лицу, группа монахов решила в некотором роде повлиять на ход обсуждений. Сделать это они хотели своеобразным способом – послав бочонок самого лучшего пива Папе Римскому, чтобы тот оценил качества напитка и сформировал собственное мнение.

Однако в дело вмешалось провидение в виде непредвиденных обстоятельств. В дальней дороге послов застигла ужасная жара, а поскольку обеспечить необходимых условий хранения возможности не было, то к приезду в Рим напиток прокис. Попробовав доставленное пиво, главный католик, объявил, что употребление такого пойла не доставляет удовольствия и на этом основании разрешил пить пиво постящимся католикам.

Так ли было в действительности или по-другому, не знает никто, но факт остается фактом – в католических традициях пиво считается постным продуктом , и употреблять его в ходе поста не воспрещается.

А что же православные?

А вот у представителей православной церкви относительно того, можно ли пить пиво во время поста, мнения расходятся . Одни богословы утверждают, что в пост нельзя употреблять алкоголь и никаких исключений в данном случае быть не должно. Другие согласны с ними в том, что в определенные дни воздержания разрешают пастве пригубить красного вина, ссылаясь, в свою очередь, на типикон – главный свод церковных правил, который регулирует вопросы, связанные с соблюдением постов.

Оппоненты аргументируют позицию тем, что типикон составлялся в Иерусалиме – местности, где в те времена не готовили других алкогольных напитков, кроме вина. Естественно, что в таких обстоятельствах в данном своде церковных догматов не было упоминания о пиве. При этом сторонники употребления пива в пост уверенны в том, что если бы древние священнослужители знали об этом напитке, они обязательно разрешили бы пить его постящимся верующим в выходные и праздничные дни. На чем базируется такая точка зрения, сказать трудно – каждая сторона спора приводит свои доводы за и против, и каждый считает собственные аргументы наиболее убедительными.

Следует также отметить, что помимо Великого поста, о котором наслышаны все, существует еще три многодневных – Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост. И три однодневных – Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня. Кроме того, постными днями являются все среды и пятницы в году.

Золотая середина

Так как же быть православным любителям пенного напитка? Можно ли пить пиво во время поста или лучше отказать себе в таком удовольствии? Ситуация такова, что поскольку среди духовенства преобладают две противоположные точки зрения, то каждый верующий вправе сам сделать выбор в пользу того или иного решения.

Здесь важно понимать, что пиво, как к нему не относись, нельзя назвать продуктом, необходимым для нормальной жизнедеятельности. Без него вполне можно обойтись, поэтому делать трагедию из необходимости временного воздержания, думается, не стоит. Ведь смысл поста не в том, чтобы ограничить себя в конкретной пище, а в добровольном отказе от плотских удовольствий, что помогает укрепить духовные силы.

Поэтому, с точки зрения логики, постящимся лучше временно отказаться от этой слабости. Притом, что большим любителям данного напитка позволено изредка баловать себя порцией пива в выходные дни и праздники, например, в Благовещение или Вербное воскресенье.

Что вы думаете по поводу употребления пива во время поста? Балуете ли себя этим прекрасным напитком в эти дни? Делитесь своим мнением и опытом в

Пост – время, когда православные христиане ограничивают себя в потреблении пищи, напитков, а также стараются не совершать богоугодные дела. Самым продолжительным и строгим за весь год является — Великий пост, именно его можно считать образцом и примером, на который стоит ориентироваться. Многие задаются вопросом, можно ли употреблять алкоголь в пост? Ведь все знают, что употребление алкоголя – это грех. Но это убеждение не совсем верное. Конечно, не следует после злоупотреблять или тем более, садиться за руль выпившим, иначе алкотестер Drager Alcotest 6810 запросто покажет точные промилле в крови. Употребление алкоголя в пост допустимо, вопрос скорее стоит в другом, употребление какого конкретно алкоголя и в каком количестве.

Можно ли употреблять алкоголь в пост

Ответ прост — такие алкогольные напитки как водка и другие крепкие напитки строго запрещены. Что касается пива, то католики трактуют этот алкогольный напиток как постный продукт и не запрещают к употреблению во время поста. Не зря же немецкие монахи издавна называют жидким хлебом. Православные люди такой традиции не имеют, как, впрочем, не имеют и прямого запрета на употребление. По своей сущности пиво ближе к кефиру и вину, нежели к крепким напиткам, но это лишь наше мнение, так воздержимся же от дальнейших комментариев и предположений.

А вот против бокала чистого виноградного вина ни православная, ни католическая церковь возражать не будет. Ведь, как известно чистое виноградное вино не только часто используется в различных церковных обрядах, но и считается символом крови Христа. Также, если обратиться к истории, можно заметить такой интересный факт, что в средневековых монастырях, было принято пить вино, и ни у кого даже в мыслях не было, что это неправильно и плохо. Возможно, это связано с тем, что качество воды в те времена оставляло желать лучшего, и поэтому люди добавляли в сырую воду вино и только после этого её пили.

Существует очень интересный факт, что самым первым чудом, которое совершил Иисус, было превращение самой обычной воды в вино. Он совершил это чудо во время обычной еврейской свадьбы, чтобы спасти репутацию новобрачных. Ведь если бы гостям не хватило вина, это было бы большим позором.

Если подробнее рассмотреть правила питания в Великий пост, то можно заметить, что употребление алкоголя разрешено в некоторые дни поста. Например, вино разрешено употреблять в субботние и воскресные дни. Также употребление этого алкогольного напитка разрешено в четверг страстной недели.

Но стоит отметить, что все-таки употребление вина в пост дело символическое, и не стоит этим увлекаться. Также нельзя не брать во внимание тот факт, что опьянение влечет за собой нервное возбуждение, а такое состояние во время Великого поста не допустимо. В маленьких дозах виноградное вино полезно.

Также не стоит забывать, что алкогольные напитки являются источником соблазна, поэтому всё же в пост стоит максимально ограничить их потребление. Во время соблюдения поста, при желании, вы можете взять на себя дополнительные обязательства и полностью отказаться от употребления алкогольных напитков.

Священники разных религий соглашаются в одном: главное во время поста – не диета, а моральное очищение. Тем не менее, многих верующих, особенно тех, кто постится впервые, интересуют пищевые ограничения, в частности, можно ли пиво в пост.

Историческая справка. Христианство зародилось на Ближнем Востоке, где единственным в то время алкогольным напитком было вино. О существовании пива древние иудеи не знали, а потому в Писании регламентировано исключительно потребление вина. Его разрешается пить только в определённые дни поста, причём обязательно разведённым водой.

Некоторые православные священники считают, что к пиву вполне можно применить те же правила, которые в Писании относятся к вину. Логика в этом есть: крепость пива – 4-6 градусов, что вполне соответствует разведённому вину.

Пиво в православный пост

В зависимости от поста, православным позволено пить пиво в следующие дни:

  • во время Великого поста – по воскресным дням, а также 7 апреля (в праздник Благовещения);
  • в Петров пост – по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям;
  • в Успенский пост – по воскресеньям и 19 августа (праздник Преображения Господня);
  • в Рождественский пост – по воскресеньям, 4 декабря (праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы) и 19 декабря (День Святого Николая).

В такие дни Уставом дозволяется выпить не более двух красовуль (красовуля – старинная мера жидкостей, равная 125 мл), то есть 250 мл. Поскольку безалкогольное пиво также содержит определённое количество алкоголя, это ограничение относится и к нему.

Ни в коем случае нельзя трактовать разрешение как обязанность: «можно» не означает «нужно». В старину пиво использовалось в качестве лекарственного средства, восстанавливающего силы людей, ослабленных постом.

Сейчас миряне очень редко придерживаются строгого поста, а пиво – далеко не продукт первой необходимости. Обычно священники настоятельно рекомендуют во время поста воздерживаться от всех видов спиртного, а сэкономленные деньги тратить на благотворительность.

Пиво и католический пост

Католические посты гораздо менее строгие, чем православные. По сути, католикам-мирянам категорически запрещается пить пиво в пост только в следующие дни:

  • в Пепельную среду (первый день Великого поста);
  • по пятницам во время Великого поста;
  • в пятницу и субботу на страстной неделе;
  • в Рождественский сочельник.

В католической традиции пиво не относится к скоромным продуктам. Дело в том, что в Средние века лучшими считались именно монастырские пивоварни Германии и Бельгии. Немудрено, что монахи и сами частенько прикладывались к хмельному напитку, почтительно называя его «жидким хлебом».

Суровостью средневековые монастырские уставы не уступали тюремным: зачастую во время поста братии запрещалось есть не только мясо и продукты животного происхождения, но и вообще твёрдую пищу. Хозяйство в каждой обители было большое, работа – каторжная, и сытное, бодрящее пиво, богатое витаминами B и С, буквально спасало людей от истощения. Более крепкий напиток, так называемое «пиво отцов», варили в мужских монастырях, пиво послабее – в женских. Во время поста монаху разрешалось выпить до 5 литров пива.

Существует даже легенда, согласно которой однажды немецкое духовенство решило испросить у Папы Римского благословения пить пиво во время поста. Для этого оно послало в Рим бочонок хмельного зелья. От Германии до Ватикана – путь неблизкий. В пути пиво скисло.

Папский престол в те времена обычно занимал знатный итальянец. Когда изнеженный патриций, привыкший к сладким виноградным винам, отведал присланного ему кислого мутного пойла, он пришёл к выводу, что нормальный человеку оно удовольствия доставить не может. Стало быть, если монахи из далёкой страны хотят пить эту бурду – пускай пьют.


Пиво для католических монахов — жидкий хлеб

Как бы то ни было, но монастырское пивоварение в европейских странах процветало даже во время войн и благополучно дожило до наших дней, принося обителям хорошую прибыль. Поэтому католическое духовенство никогда особо не запрещало своей пастве пить пиво в пост. Естественно, речь не идёт о пьянстве: умеренность в еде и питье – одна из главных христианских добродетелей, причём не только во время поста.

Пить ли пиво в пост каждый христианин решает сам. Если есть возможность, лучше обсудить этот вопрос со своим духовным наставником или священником.

Лучшие статьи по теме