Все о продуктах питания. Информационный портал

Монастырские блюда. Как питаются в монастырях

«Очень важно научиться христианской аскезе.
Аскеза - это ведь не жизнь в пещере и постоянный пост,
аскеза - это способность регулировать в том числе и свое потребление идеями и состоянием своего сердца.
Аскеза - это победа человека над похотью, над страстями, над инстинктом.»
© Патриарх Кирилл
Из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в прямом эфире украинского телеканала «Интер»

Ныне российские святые отцы РПЦ, в монашестве пребывающие (черное духовенство), есть главная определяющая и направляющая сила модернизации всей великой демократической России и благочестивого преобразования духовности мудрого и героического российского народа.

Групповое фото благоверных Верховных Учителей и Реформаторов российских перед банкетом в Большом кремлевском дворце:

Монастырская трапеза - коллективный ритуал. Монахи питались два раза в день: обед и ужин, а в отдельные дни вкушали всего один раз (хотя этот "один раз" мог быть и весьма продолжительным); по разным причинам изредка бывало, что трапезование вообще исключалось. Главным было не количество пищи, а качество блюд: постное или скоромное, роль блюда в обрядах, время приема пищи.

Рыба постная печёная холодная с украшением постным майонезом и нарезанными овощами.

Осетрина, запеченная целиком без кожи
(перед запеканием с рыбы аккуратно снять кожу от основания головы до хвоста).

Cудак, начиненный грибами, авокадо, картофелем (авокадо и картофель 1:1) и зеленью и запеченный в духовке. Монахи полагают судака самой постной рыбой, т.к. в нем всего 1,5% жира.
Добавки в монашеское питание богатых жирами авокадо, оливок и орехов позволяют восполнить недостаток жиров в постные дни, в которые по монастырскому уставу положено есть блюда без масла.

Представление о парадном монастырском обеде середины XIX в. позволяет составить перечень блюд, которые подавались к столу 27 ноября 1850 г., в день празднования памяти основателя монастыря.

«Реестръ кушанью в праздникъ свят. Иакова 1850 года ноября 27-го дня
Для закуски в верху
1. 3 кулебяки с фаршомъ
2. 2 щуки пареныя на двух блюдахъ
3. Окуни заливные с фаршомъ на двух блюдах
4. Караси разварные на двухъ блюдах
5. Лещи жареные на двухъ блюдах
В трапезе братцкой для обеда
1. Кулебяка с кашей
2. Икра паюсная
3. Малосольная белуга
4. Ботвинья с малосольной рыбой
5. Щи с обжаренной рыбой
6. Уха из карасей и налимов
7. Соусъ из горошка с рыбой жареной
8. Жареная капуста
9. Хлебенное сухое с вареньем
10. Канпотъ из яблокъ
Для белаго духовенства закуска
1. Икра и белой хлебъ на 17 блюдахъ
2. Холодное из головизны с хреномъ и огурцами на 17 блюдахъ»

Примеры сервировки:

Сервировка постного монашеского стола к ужину.
Ломтики помидора с постным соевым сыром, ломтики постной рыбной колбасы, рыбные и овощные закуски, горячие постные порционные блюда, различные монастырские напитки (квас, морс, свежевыжатые соки, минеральная вода), фруктовая тарелка, несладкая и сладкая монастырская выпечка.

Монастырские кулинарные рецепты
Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Чем принципиально отличаются в питании миряне от монахов - первые любят просто вкусно покушать, вторые делают то же, но с глубоким богоугодным смыслом и с возвышенными духовными намерениями. Разумеется, сия превеликая духовная мудрость пониманию простых мирян мало доступна.

Обвиняя современную ему атеистическую русскую интеллигенцию, свящ. Павел Флоренский так говорил про ее отношение к пище:
«Ни есть, ни тем более вкушать интеллигент не умеет, не знает даже, что значит «вкушать», что значит священная еда: не «вкушают» дар Божий, не даже едят пищу, а «лопают» химические вещества».

Вероятно, многие недостаточно отчетливо сознают значение пищи в жизни христианина.

Скромный монашеский обед:

Закуски холодные:
- фигурная овощная нарезка,
- расписной фаршированный судак
- нежная семужка собственного особого посола
Закуска горячая:
- жюльен из свежих лесных грибочков, запеченных под соусом "бешамель"
Салат:
- овощной с креветками "Морская свежесть"
Первое блюдо:
- рыбная солянка «по-монастырски»
Второе блюдо:
- стэйк из семги под соусом «тар-тар»
Десерт:
- мороженое с фруктами.
Напитки:
- фирменный монастырский морс
- квас
И, конечно, к обеду подаются:
- свежевыпеченный хлеб, медовые коврижки, разная несладкая и сладкая выпечка на выбор.

Примеры сервировки:

Монастырские постные закуски к общему монашескому столу.

Семужка собственного особого монастырского посола.
Лимончик для выжимания сока монастырские повара рекомендуют обернуть марлей, чтобы исключить попадание лимонных косточек.

Постная рыбная солянка с лососиной.

Постная рыбная солянка из осетрины с расстегайчиком с начинкой из налимьей печенки.

Лососина паровая с постным майонезом, подкрашенным шафраном.

Постный плов из риса, подкрашенного шафраном, с ломтиками рыбы и разными морепродуктами, какие сегодня Бог послал на обед монашеской братии.

Фруктовый букет для общего монашеского стола.

Монастырское постное шоколадно-ореховое полено.
Шоколадно-ореховые массы трех цветов (из черного шоколада, белого шоколада и молочного шоколада) готовятся, как указано в предыдущем рецепте "Монастырские постные конфеты-трюфели". Затем послойно заливаются в форму, предварительно аккуратно застеленную полиэтиленой пленкой.
Широкое использование в монашеском питании различных орехов и шоколада позволяет делать монашескую пищу вкусной и достаточно полноценной.

Монастырские постные конфеты-трюфели.
Ингредиенты: 100 г черного горького шоколада, 1 ч. ложка оливкового масла (в дни, когда масло запрещено, оливковое масло не добавлять, но конфеты получатся несколько более твердыми), 100 г очищенных орехов, 1 ч. ложка хорошего коньяка или рома, немного тертого мускатного ореха.
Орехи потолочь в ступке, шоколад с добавлением оливкового масла разогреть, помешивая, на водяной бане до 40 гр. С, добавить толченые орехи, тертый мускатный орех и коньяк, размешать; брать теплую массу чайной ложкой в выкладывать в тарелку с порошком какао (по вкусу, в порошок какао можно добавить сахарную пудру) и, катая в порошке какао, сформировать шарики размером с грецкий орех.

Напомним, что в монастырях мясо употребляют не очень часто, в некоторых не употребляют совсем. Поэтому "заклинание" «Карася, карася, превратися в порося» не работает.

По великим и престольным праздникам братьям благословляется «утешение» - стаканчик красного вина - французского или, на худой конец, чилийского. И, конечно, готовятся блюда для специального праздничного меню.

меню завтрака святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в один из дней апреля 2011-го года.
Меню патриаршего питания тщательно разрабатываются и балансируются диетологами для поддержания в патриархе должной энергии, необходимой для неустанного ведения его огромной духовной, организационной и представительской работы.
В патриарших меню все исходные продукты и готовые блюда проходят такую же проверку, как и на кремлевской кухне. Все блюда на патриаршем столе - это плод долгого анализа, обсуждений и бесконечных дегустаций кулинаров высочайшего класса, санитарных врачей и врачей-диетологов.
Ибо непременная для патриарха Кирилла вера в Божию милость и защиту - дело высокое духовное, а работа патриаршей охраны из ФСО и соответствующих врачей и лабораторий - дело ежедневное земное.

Холодные яства:
Икра осетровая с блинами из гречневой муки.
Осетрина каспийская, подкопченная, с галантином из винограда и сладкого перца.
Строганина из лососины с сыром пармезан и муссом из авокадо.

Закуски:
Рулет из фазана.
Студень из теленка.
Паштет из зайца.
Блинчатый пирог с голубыми крабами.

Горячие закуски:
Рябчик жареный.
Утиная печень под соусом из ревеня со свежими ягодами.

Горячие рыбные кушанья:
Форель радужная, припущенная в шампанском.

Горячие мясные кушанья:
Штрудель из копченой утки.
Спинка косули с брусничным галантином.
Оленина, зажаренная на решетке.

Сладкие кушанья:
Торт с белым шоколадом.
Свежие фрукты с клубничным галантином.
Корзиночки со свежими ягодами в желе из шампанского.

Монастырский шеф-повар с удовольствием делится своими рецептами овощного салата с креветками и рыбной солянки.

Прежде всего, чтобы все получилось вкусно и богоугодно, начинать готовить надо с чтения молитвы. Прочитали? Теперь за дело!

Примеры сервировки:

Слоеный постный салат по монастырскому рецепту.
Салат укладывать слоями, каждый слой под постным майонезом, соль по вкусу.
1-й слой - крабовое мясо консервированное, мелко порезанное (или крабовые палочки),
2-й слой - рис отварной,
3-й слой - кальмары отварные или консервированные, мелко порезанные,
4-й слой - пекинская капуста мелко порезанная,
5-й слой - севрюга отварная на пару, мелко порезанная,
б-й слой - рис отварной.
Украсить постным майонезом, икрой, листочком зелени и подать к монашескому столу.

Винегрет по монастырскому рецепту.
В состав винегрета входят: запеченные целиком в духовке, очищенные и порезанные кубиками: картофель, морковь, свекла; зеленый горошек консервированный, репчатый лук, соленые огурцы, оливковое масло.
Иногда монастырские повара готовят винегрет с добавлением отварной фасоли и грибов (отварных или соленых, или маринованных).
По вкусу в винегрет можно добавить мелко нарезанную соленую сельдь.

Блюдо постное порционное из отварного в овощном курт-бульоне омара (опустить живого омара вниз головой в кипящий курт-бульон из моркови, лука, зелени, соли и приправ, время варки омара 40 минут, затем дать настояться 10 минут под крышкой) с гарниром из отварного риса, подкрашенного шафраном, и овощей с отдельно подаваемым в чашечке постным мучным соусом из осетрового бульона с добавкой протертого сквозь сито припущенного до прозрачности лука (не допускать подрумянивания) и специй; гарнировать ломтиком лимона.

Там еще много чего интересного о продуктах, блюдах и вкушающих эти блюда.

Испокон веков приемы пищи в монастыре были ритуальным, как и все остальные части религиозной жизни.

Во многих монастырях, где жили мирские братья и посвященные монахи, ритуал приема пищи охранялся с особой тщательностью. Каждая отдельная группа имела свою собственную раковину для мытья посуды и стол, хотя обедали все в общем помещении

Монастырская кухня

Монастырская кухня довольно строга. Согласно традиции, в день осуществлялся лишь один прием пищи. Перед этим монахи следовали через весь монастырь к трапезной, тщательно мыли лицо и руки. Перед приемом пищи необходимо было читать молитвы. Лишь после этого можно было приступить к трапезе.


За приемом пищи нельзя было вести разговоры. Однако это позволялось в крайних случаях, но только очень тихо и по большой необходимости.

Любая пища, несъеденная в конце трапезы, помещалась в корзину и раздавалась нищим.

Трапезная представляла собой общий большой зал. Как правило, она находилась на достаточном удалении от церкви. Причина такого расположения вполне понятна. Церковь должна быть освобождена от шумов и посторонних запахов.

Монастырская кухня находилась под контролем монаха, назначенного для выполнения этой задачи.

С монастырскими блюдами связано много ритуалов, в том числе, какими они должны быть и в каком количестве должны быть поданы.

В больших монастырях главная кухня использовалась для приготовления основных блюд. А хлеб и прочая выпечка готовились в отдельной кухне.

Кухня для паломников находилась отдельно.

Постная монастырская кухня

Постная монастырская кухня является идеальным пространством для духовной практики.

Согласно традициям, монастырская кухня в Великий пост должна быть полезной и здоровой. Это способствует очищению души.

Однако не стоит думать, что рецепты постной монастырской кухни скучны и однообразны. Конечно, существуют некие запреты. К примеру, постные блюда монастырской кухни не могут быть жирными или жареными, исключаются консервы и разные соусы, а также пища животного происхождения. Считается, что подобная пища может спровоцировать возникновение болезней и душевных недугов. Единственное исключение, пожалуй, составляет рыба, которую можно употреблять в пищу в определенные дни поста.

Рецепты монастырской кухни в пост включают в себя большое количество продуктов растительного происхождения. В основном, это овощи, крупы и грибы. Вопреки распространённому мнению, из столь нехитрых ингредиентов могут получиться отличные первые и вторые блюда, а также оригинальные закуски.

Блюда монастырской кухни в пост

Как мы уже знаем, блюда монастырской кухни в пост должны быть, преимущественно, растительного происхождения. Здесь наибольшей пищевой ценностью обладают бобовые. Именно в них содержится наибольшее количество белка.

Из бобовых можно приготовить самые разные супы и салаты. Также часто используются бобовые для приготовления вторых блюд. К примеру, из гороха получается прекрасная горошница.


Для насыщения организма углеводами, используем каши. Готовить их можно из любых круп: пшенная, рисовая, кукурузная, овсяная, ячневая, перловая, и пр.

Также в пост разрешено употреблять грибы в любом виде. Мы можем, к примеру, сготовить отличный суп из сушёных грибов, а можем смастерить второе блюдо. Также разрешено употребление грибов маринованных. Однако увлекаться ими не стоит из-за высокого содержания уксуса.

Вообще, грибы являются пищей довольно тяжелой для нашего желудка. Поэтому наиболее целесообразным будет разбавить их овощами.

Овощи мы можем употреблять как в свежем виде, так и в виде вторых блюд. Из вторых блюд наиболее распространены овощные рагу и запеченные овощи. Особенно часто запекают картофель.

Также приветствуется употребление фруктов и маслин. Кстати, маслины можно есть прямо с косточками.

Естественно, в пост разрешено употреблять хлеб и выпечку. Вообще, хлеб является пищей, которой придаётся особое значение.

Похожие рецепты:

Уважаемые гости!
Вы сомнения отбросьте,
Смело кнопки нажимайте
И рецепт наш сохраняйте.
На страницы в соцсети,
Чтоб потом его найти,
Чтобы в ленте сохранить,
Чтоб друзьям распространить.

Если с этим непонятки,
Добавляйте сайт в закладки.
Нажимайте Ctrl D и найдете нас везде.
Нажмите Ctrl+D для добавления страницы в закладки.
Ну а если вдруг опять
Есть по теме что сказать
Форму ниже заполняйте,

РЕЦЕПТЫ БЛЮД
РУССКИХ МОНАСТЫРЕЙ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ


(молитва для похудения)


«Ангела вам за трапезу!»





Для закуски в верху
1. 3 кулебяки с фаршомъ




В трапезе братцкой для обеда
1. Кулебяка с кашей
2. Икра паюсная
3. Малосольная белуга

5. Щи с обжаренной рыбой
6. Уха из карасей и налимов

8. Жареная капуста

10. Канпотъ из яблокъ


1. Выплаты по штату







2. Неокладные доходы

3. Пожертвования.

келарь


Батюшка Гермоген.










Закуски холодные:
— фигурная овощная нарезка,


Закуска горячая:

Салат:

Первое блюдо:

Второе блюдо:

Десерт:
— мороженое с фруктами.
Напитки:

— квас

— свежевыпеченный хлеб, медовые коврижки, разная несладкая и сладкая выпечка на выбор.

Напомним, что в монастырях мясо употребляют не очень часто, в некоторых не употребляют совсем. Поэтому "заклинание" «Карася, карася, превратися в порося» не работает.

По великим и престольным праздникам братьям благословляется «утешение» — стаканчик красного вина — французского или, на худой конец, чилийского. И, конечно, готовятся блюда для специального праздничного меню.

А вот меню завтрака святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в один из дней апреля 2011-го года.
Меню патриаршего питания тщательно разрабатываются и балансируются диетологами для поддержания в патриархе должной энергии, необходимой для неустанного ведения его огромной духовной, организационной и представительской работы.
В патриарших меню все исходные продукты и готовые блюда проходят такую же проверку, как и на кремлевской кухне. Все блюда на патриаршем столе — это плод долгого анализа, обсуждений и бесконечных дегустаций кулинаров высочайшего класса, санитарных врачей и врачей-диетологов.
Ибо непременная для патриарха Кирилла вера в Божию милость и защиту — дело высокое духовное, а работа патриаршей охраны из ФСО и соответствующих врачей и лабораторий — дело ежедневное земное.


Холодные яства:
Икра осетровая с блинами из гречневой муки.
Осетрина каспийская, подкопченная, с галантином из винограда и сладкого перца.
Строганина из лососины с сыром пармезан и муссом из авокадо.

Закуски:
Рулет из фазана.
Студень из теленка.
Паштет из зайца.
Блинчатый пирог с голубыми крабами.

Горячие закуски:
Рябчик жареный.
Утиная печень под соусом из ревеня со свежими ягодами.

Горячие рыбные кушанья:
Форель радужная, припущенная в шампанском.

Горячие мясные кушанья:
Штрудель из копченой утки.
Спинка косули с брусничным галантином.
Оленина, зажаренная на решетке.

Сладкие кушанья:
Торт с белым шоколадом.
Свежие фрукты с клубничным галантином.
Корзиночки со свежими ягодами в желе из шампанского.

ПРИМЕЧАНИЕ К МЕНЮ ПАТРИАРШЕГО ЗАВТРАКА. Сию утреннюю трапезу святейшего Кирилла с ним разделили зашедшие к нему поутру в монашескую келейку иные предстоятели РПЦ, тоже в монашестве пребывающие.


Монастырский шеф-повар с удовольствием делится своими рецептами овощного салата с креветками и рыбной солянки.

Прежде всего, чтобы все получилось вкусно и богоугодно, начинать готовить надо с чтения молитвы. Прочитали? Теперь за дело!


Порционный салат "Морская свежесть"

Листья салата, рвутся на кусочки руками - это принципиально.
Огурчик и помидорчик нарезаются крупными кусочками.
К ним добавляется несколько веточек рубленой петрушки, колечко резанного консервированного ананаса и пять штук нашинкованных королевских креветок.
Все это заправляется майонезом «Провансаль» и укладывается красивой горкой на лист салата.
Сверху посыпается кедровыми орешками.
Для украшения: четыре креветки разрезаются вдоль и вместе с листочками петрушки укладываются вокруг «горки».
ПРИМЕЧАНИЕ. Такой салат, если его заправить постным майонезом (рецепт см. ниже), можно есть в пост.


Постная рыбная солянка «По-монастырски»

Из очищенных голов и хребтов семги, судака и карпа отваривается бульон.
Отдельно, до готовности варится крупно нарезанное филе рыбы (севрюги, осетрины, белужины или другой).
Бланшируем обрабаткой паром маринованные огурцы.
Пассируем (непродолжительно тушим) томаты и лук.
В готовый процеженный бульон кладем куски отваренной рыбы, резаные кружочками маслины, заправки из огурцов и томатной поджарки.
Даем солянке настояться под крышкой 15 минут.
Подаем с зеленью петрушки, долькой лимона, предварительно очищенной от цедры, и ложкой сметаны.


Ржаной бездрожжевой хлеб, замешанный на хмеле

Ингредиенты :
Для теста нужно: 2 столовые ложки хмеля (его можно купить в аптеке) залить стаканом кипятка.
Когда хмель набухнет, всыпать ржаную муку, добавить немного соли и сахара.
Тесто получается не упругое, чуть крепче, чем на оладьи, и клейкое. Чтобы оно не прилипало, руки смачивают водой.
Форму, в которой будет выпекаться хлеб, смазывают маслом и обжигают в духовке три часа. В результате масло превращается в тонкую пленку, которая не даст пригореть буханке.

Приготовление

Тесто выкладывается в форму, заполняя ее наполовину.
Разравнивают его мокрой рукой, и дают подойти в духовке при температуре 37 гр. С около двух часов, а затем выпекают при температуре 220 гр. 1-1,5 часа.
Готовность проверяют, сжимая верхнюю и нижнюю корочку: если мякиш между ними быстро выпрямляется, хлеб хорошо пропекся.
После выпечки корочку смачивают водой.
Горячим резать ржаной хлеб нельзя, он должен остыть.
— Такой хлебушек не только необычайно вкусный, но и чрезвычайно полезный, — рассказывает технолог Свято-Данилового монастыря Александр Титов. — Понижает содержание холестерина в крови и способствует нормализации обмена веществ. От такого хлеба не только не поправишься, но напротив, можно сбросить пяток лишних килограммов. И что немаловажно, очень хорошо сохраняется


Монастырские пирожки из постного теста

Ингредиенты :
На 1 кг муки берется 8 грамм дрожжей, соли - 25 г, сахар - 30 г, теплой воды - 250 мл, растительное масло - 150 г (оно придает тесту пышность).

Приготовление

— Тесто хорошо вымесить и дать подняться 15-20 минут, — говорит монастырский кулинар Надежда Грасу. — Разделить его на шарики по 60 грамм. Секрет наших вкуснейших фирменных пирожков заключается еще в муке, ее привозят с мельницы Даниловского подворья в рязанской области. И конечно, все делаем с молитвой, вкладываем в каждый пирожок частичку души. Ведь тесто, как ребенок, тепло любит.
Начинки могут быть самыми разнообразными, но в монастыре их восемь видов: картошка, капуста, рис-рыба, рис-грибы, творог, повидло, корица и мак. Есть еще одна сезонная — яблоки. Их возят также из рязанского монастырского сада.
У каждого пирожка своя форма, с капустой классический, картошка — треугольник, творог — круглый с дырочкой посерединке. Рис-рыба — классика с двумя насечками по центру, с грибами — тесто защипывается, как вареник «косичкой». Пирожок с повидлом сворачивают рулетом.
С корицей смешанной с сахарной пудрой так же скатывают рулетиком, делают прорезь в центре и один конец протаскивают в прорезь, получается форма «елочки». Маковая сдоба сворачивается также как и коричная, а затем складывается пополам. На сгибе делают надрез до середины вдоль сложенной трубочки. Затем две части разводятся в стороны, и тесто приобретает форму сердечка. Кстати, булочки с корицей и маком, перед тем как разложить начинку, смазывают растительным маслом, чтобы она равномерно легла.
Пирожки укладываются на смазанный маслом противень и ставятся в духовку подойти при температуре 46 гр. С на 15 минут. Затем духовку разогревают до 180-200 градусов и выпекают 12 минут.
Чудесные на вкус и легкие для нежного монашеского желудка пирожки готовы.

У ЭТОГО МОНАХА-ГУРМАНА МОЖЕТ ПОУЧИТЬСЯ ИСКУССТВУ ТРАПЕЗЫ ЛЮБОЙ САМЫЙ ИСКУШЕННЫЙ ГУРМАН ИЗ МИРЯН
Кухня батюшки Гермогена,
насельника Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря



«СТОЛ, НАЧИНАЮЩИЙСЯ И ОКАНЧИВАЮЩИЙСЯ МОЛИТВОЮ, НИКОГДА НЕ ОСКУДЕЕТ»
(Святой Иоанн Златоуст)

Во Славу Господа истинного православного!
Раздел:
Русская православная кухня
Традиции, молитвы, рецепты блюд
20 -я страница

РЕЦЕПТЫ БЛЮД
РУССКИХ МОНАСТЫРЕЙ

МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ
(молитва для похудения)

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Традиционная благодарственная фраза:
«Ангела вам за трапезу!»

Монастырская трапеза в XVI веке

В старорусской письменности степень отражения разных сторон быта далеко не одинакова, что зависело от общественной значимости соответствующих явлений материальной культуры. Так, мало сведений об обеде и праздничном пире посадского человека или крестьянина, но достаточно полно описан царский и патриарший стол.

Назовем наиболее богатые по лексической содержательности опубликованные памятники:
«Столовая книга патриарха Филарета 1623—1624 гг.» (Старина и новизна. СПб., 1906 1909. Кн. 11 — 13);
«Стол патриарха в 1691 г.» (Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884);
«Расходная книга патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану и разного чина лицам с сентября 1698 по август 1694 ..» (СПб., 1890).

Зафиксирован общерусский чин монастырской трапезы. Главный источник — монастырские столовые обиходники. В библиотеке Российской Академии наук обнаружен устав Кириллова монастыря конца XVI века (фонд 247, №4), расписывающий житейский обиход братии, более 20 листов рукописи посвящено «обиходу братцкой естве».

Чем интересен столовый обиходник? Обиходники расписывали дневные выти (выть — старое русское слово, обозначающее пору еды; см. ) и годичный круг трапез для рядовых, преимущественно постных дней: в эти дни порядок монастырской жизни был особо строг и единообразно обязателен. А вот в праздник допускалось разнообразие и довольство, мясо и хмельные напитки собственного монастырского изготовления (русские монастыри всегда славились своими алкогольными напитками). Монастырская трапеза — коллективный ритуал. Монахи питались два раза в день: обед и ужин, а в отдельные дни вкушали всего один раз (хотя этот "один раз" мог быть и весьма продолжительным); по разным причинам изредка бывало, что трапезование вообще исключалось. Главным было не количество пищи, а качество блюд: постных или скоромных, роль блюда в обрядах, время приема пищи.

Чередование постов и мясоедов было ритмичным: на неделе постились в среду и пятницу, в году было четыре долгих поста и три однодневных. Стол кирилловских монахов мало отличался от того, чем питались в окрестных деревнях, но в монастыре был строже регламент трапез: «...пост бывает — скорому не едят».

Почти ежедневное «вариво» и основное первое блюдо — шти (щи): «Во штех белая капуста или борщ или кислица с чесноком или с луком да яйца ко штем по два на брата или короваи битые или лисни 4 братом или короваи с рыбою двум братом, а коли яишница бывает, тогда ко штем яиц нет»; «шти борщевые со снятки». Белые щи готовили из свежей капусты, а борщевые — из свеклы (ее старинное название — борщ). Варили щи с подтиркою — с приправою, которая готовилась из муки с водой или с постным маслом.

Список вторых блюд был богатым, притом явно царствовала на столе рыба. «Безрыбье хуже бесхлебья», — говорили на Русском Севере. По количеству подаваемых на стол блюд различался обед (корм) средний и обед (корм) меньший. Если обед был средний, то подавали три вида рыбы, но если «корм был меньшим», подавались ва вида рыбы. Вечером же подавалась рыба одного вида»: «...по вечерни трапеза рыба лещи свежие жареные». Кроме того, рыбу пекли, употребляли и соленую рыбу. Назовем еще рыбное блюдо тавранчюк. «...в сковородах тавраньчюк головы осетрии или снетки».

В монашеский обед включалось гороховое варево из цеженого (потертого) или битого (дробленого) гороха: «...бывает ко штем ругое вариво с маслом горох цеженой и лапша»; а другая ества эрох битой или каша».

Варили разные каши: молочную, крутую, грешневую. Из дареных вощей получалась каша соковая — сок топленой.

В ходу были яйца и огурцы. Из молочных продуктов известен сыр вялый — это вылежавшийся творог. Такое название упоминается уже в Житии Феодосия Печерского XII в.

Из печеных изделий первое место принадлежит пирогу: их пекли на поду, пряжили в масле, сдабривали разной начинкой: «...пироги вой одни с яицы да с перцем а другие с сыром»; «пироги з горохом или с соком»; «пироги двое одни с вязигою да с перцем или с аком а другие з горохом». Затем шли «оладьи с медом», «рогули да хворосты», «калачи братские да калачи волоцкие торговые», «кароваи битые» (из сдобного теста), «короваи с рыбою», «колачи четверти или короваи с репою или с морковью», «блины с маслом да с луком а другие с соком», «блины однова пшеничные с припекою и другие грешневые с кашей, вечере те ж с молоком», «перепечи привозные пшеничные белые и ржаные».

Хлеб употреблялся реже, чем пироги. Из печенья в обиходнике называются лисни.

Во время постов ели меньше, а пища была неприхотливой: вместо печеного хлеба готовили хлеб пареной — запаренная мука из солода или гречневого зерна.

На столе постоянно, кроме дней Великого поста, был квас. В постные дни его заменял капустный рассол или росол красный, т.е. из квашеной свеклы. Кроме того, пили молоко пресное (свежее), молоко вареное (топленое) и варенец (квашеное топленое молоко). Упомянем еще известные со времен Киевской Руси патоку, сыту (насыщенная медом вода), кисель: «...кисель со сливками, а завтра к обеду тот же кисель с сытою».

Названия блюд монастырской трапезы жили столетиями: с XII века известны каша, яйца, пирог, квас, сыр, кутия; с XIII века — молоко, пиво.

О русской трапезе см. раздел и стр. , .

Монастырская трапеза в XVIII — XIX веках
Спасо-Яковлевский монастырь

Спасо-Яковлевский монастырь имел обширное подсобное хозяйство, благодаря которому монастырская трапеза обеспечивалась овощами, фруктами и молочными продуктами.

На монастырском огороде в XVIII — XIX вв. выращивали: овощи — огурцы, морковь, свеклу, брюкву, хрен, цветную и кочанную капусту, черную и паровую редьку, лук и картофель (последний начали культивировать с середины XIX в.); бобовые — горох и бобы; зелень — салат, петрушку, пастернак и шпинат. Как видим, ассортимент овощей и зелени был достаточно обширным, а о значительных масштабах огородного хозяйства красноречиво свидетельствует тот факт, что в середине XIX в. в монастыре было два огорода, на которых, в общей сложности, насчитывалось около двухсот гряд.

На рубеже XVIII-XIX вв., после кардинальной перепланировки территории, в монастыре был разбит большой сад. Только за первое десятилетие XIX в. в нем было высажено более 500 яблонь, 200 вишен, без малого 300 слив и множество кустов черной смородины. Не удивительно, что обитель не имела недостатка в яблоках и ягодах.

При монастыре имелся скотный двор, на котором содержался крупный рогатый скот. Отсюда на монастырский стол поставлялись молоко, сметана и масло, а для трапезы гостей и работников обители — мясные продукты.

Между тем, основной объем продуктов питания приходилось покупать. Судя по приходо-расходным книгам, больше всего покупали муку, крупу и рыбу.

Ржаную и пшеничную муку монастырь закупал для выпечки хлеба. Из пшеничной муки пекли пироги и готовили блины, из гороховой муки и толокна делали кисели.

Из круп варили каши и похлебки, а также использовали их для изготовления начинки для пирогов. Наибольшее распространение из сортов круп имели пшено и овсянка, гречка и рис, перловка и манка.

Употребление мяса в монастыре было запрещено уставом, зато в больших количествах готовились разнообразные рыбные блюда. Рыбу для монастырской трапезы ловили в озере служители монастыря, но в основном ее закупали у рыбных торговцев.

В документах названы следующие сорта: стерлядь, осетр, белуга, налим, судак, севрюга, навага, сом, линь, лещ, щука, язь, карась, окунь, ерш и плотва. Самые дорогие сорта рыбы шли по 40-30 копейки за фунт (400 граммов), самые дешевые - по 2-3 копейки. Рыбу монастырь покупал помногу, например, в 1852 г. было закуплено около 170 пудов свежей рыбы, в 1875 г. - более 100 пудов (1 пуд - 16,4 кг).

Белуга, севрюга, судак и осетр, помимо того, закупались в соленом и малосольном виде. Наряду со свежей и соленой рыбой, монастырь закупал красную и паюсную икру. Особенно много паюсной икры покупалось в середине XIX в., так, в 1852 г. ее было куплено более 10 пудов.

Из овощей в конце лета — начале осени закупались огромные партии огурцов и капусты для засолки на зиму. Известно, что монастырская кухня отличалась разнообразными грибными блюдами, не случайно так часто покупались как свежие, так и сухие грибы. Регулярно покупали разнообразные специи, а именно: горчицу, перец, хрен, уксус. Также закупали приправы: корицу, ваниль, гвоздику, лавровый лист; из сухофруктов — изюм и чернослив.

Особо следует сказать о напитках. Самым распространенным и любимым монастырским напитком являлся квас, для приготовления которого использовался солод. Ежегодно монастырь закупал десятки пудов солода. В больших объемах покупался мед, на основе которого приготовляли сбитень и медовуху. Традиционные русские напитки во второй половине XIX века постепенно вытеснялись чаем, который со временем прочно вошел в монастырский обиход.

Представление о парадном монастырском обеде середины XIX в. позволяет составить перечень блюд, которые подавались к столу 27 ноября 1850 г., в день празднования памяти основателя монастыря.

«Реестръ кушанью в праздникъ свят. Иакова 1850 года ноября 27-го дня
Для закуски в верху
1. 3 кулебяки с фаршомъ
2. 2 щуки пареныя на двух блюдахъ
3. Окуни заливные с фаршомъ на двух блюдах
4. Караси разварные на двухъ блюдах
5. Лещи жареные на двухъ блюдах
В трапезе братцкой для обеда
1. Кулебяка с кашей
2. Икра паюсная
3. Малосольная белуга
4. Ботвинья с малосольной рыбой
5. Щи с обжаренной рыбой
6. Уха из карасей и налимов
7. Соусъ из горошка с рыбой жареной
8. Жареная капуста
9. Хлебенное сухое с вареньем
10. Канпотъ из яблокъ
Для белаго духовенства закуска
1. Икра и белой хлебъ на 17 блюдахъ
2. Холодное из головизны с хреномъ и огурцами на 17 блюдахъ»

Поскольку, начиная с середины XVIII в., Яковлевская обитель отнюдь не бедствовала, монастырская трапеза отличалась и качеством продуктов, и разнообразием блюд; сам же монастырь славился своим гостеприимством и хлебосольством — кормили здесь очень вкусно.

Средства содержания Спасо-Яковлевского монастыря

Источники средств содержания, которыми на рубеже XVIII — XIX вв. располагал Яковлевский монастырь по способу получения денег можно разделить на три категории: штатные выплаты, неокладные доходы и пожертвования.

1. Выплаты по штату — деньги, выплачиваемые из государственной казны. После реформы 1764 г., в соответствии с присвоенным монастырю вторым классом и с учетом учрежденной в 1797 г. прибавочной суммой, Яковлевский монастырь ежегодно получал по 2393 руб. 11 коп. Эти деньги в начале каждого года выдавались из Ростовского уездного казначейства. В монастыре их выплата производилась дважды в год.

Штатные деньги распределялись по следующим статьям:
. на жалованье настоятелю и братии — 745 руб.;
. на монастырскую трапезу — 340 руб.;
. на жалованье служителям — 354 руб. 60 коп.;
. на хозяйственные монастырские нужды (“на конюшенные расходы и дрова”) — 300 руб.;
. “на церковные потребы”, под которыми подразумевалось покупка шести ведер красного “кагорского” вина для приготовления причастия и восьми с половиной пудов пшеничной крупчатой муки для выпечки просфор на весь год, — 53 руб. 50 коп.;
. на ремонт или “починку” монастырских сооружений, в первую очередь, церквей, а также на содержание ризницы, — 600 руб.

В 1834 г. Спасо-Яковлевский монастырь был возведен в степень первоклассных монастырей, в связи с чем штатные выплаты из казны составили 4200 руб. 82 коп. в год.

2. Неокладные доходы — это деньги, зарабатываемые самим монастырем. Сюда относились средства, выручаемые за отдачу в аренду земельных участков, сенных покосов, рыбных ловель и монастырской мельницы, а также деньги, получаемые за продажу монастырского скота, сена, овощей и фруктов.

3. Пожертвования. Точный учет всех пожертвований в монастырь произвести затруднительно, однако очевидно, что их было немало. Размер пожертвований мог быть самым различным — неимущие богомольцы жертвовали копейки, состоятельные паломники не жалели десятков тысяч рублей. Как правило, наиболее крупные денежные вклады являлись целевыми. Показательный пример тому — пожертвование 65 тысяч руб. графом Николаем Петровичем Шереметевым на сооружение Димитриевского храма.

Братия Спасо-Яковлевского монастыря

Главной обязанностью монашеской братии являлось отправление богослужений в монастырских храмах. В XIX столетии в монастыре ежедневно служились две ранние и одна поздняя литургии. Между иеромонахами, иеродиаконами и церковными причетниками устанавливалась определенная очередность проведения церковных служб — так называемая «череда», исполняемая в течение недели. В свободное от «чередных служб» время члены братии отправляли «клиросное послушание» — во время церковных служб пели за клиросом.

Прием новых членов в число братии Яковлевского монастыря осуществлялся только при наличии в обители свободных вакансий, которые появлялись после смерти, перевода в другой монастырь или увольнения на покой кого-либо из монашествующих.

Пострижение становилось возможным по истечении испытания или «искуса», длящегося два-три года, на протяжении которого послушник жил в монастыре «для приобучения себя к монашеской жизни». Постриг совершался при условии, если он «житие препровождал добропорядочное и препорученные послушания исправлял тщательно».

Прием послушников и их пострижение осуществлялись с согласия Московской синодальной конторы. Прием, перевод и увольнение монашествующих также производились только с разрешения Московской конторы Синода.

Желающих поступить в число яковлевской братии было более чем достаточно. На значительной части сохранившихся в архиве прошений о приеме в монастырь наложена резолюция «отказать за неимением мест».

В Спасо-Яковлевском монастыре действовал общежительный устав, согласно которому вся братия была обязана присутствовать за дневной и вечерней общей трапезой. Принимать пищу в кельях дозволялось только больным. Правила Яковлевского общежития были достаточно строги. Увольнения в город допускались лишь с разрешения монастырского начальства и только в случае действительной надобности, ограничиваясь промежутком времени между дневной трапезой и вечерним богослужением, то есть с полудня до четырех часов дня.

Монастырские кулинарные рецепты

Посещение кухни Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря, г. Москва

Чем принципиально отличаются в питании миряне от монахов — первые любят просто вкусно покушать, вторые делают то же, но с глубоким богоугодным смыслом и с возвышенными духовными намерениями. Разумеется, сия превеликая духовная мудрость пониманию простых мирян мало доступна.

Обвиняя современную ему атеистическую русскую интеллигенцию, священник Павел Флоренский так говорил про ее отношение к пище:
«Ни есть, ни тем более вкушать интеллигент не умеет, не знает даже, что значит «вкушать», что значит священная еда: не «вкушают» дар Божий, не даже едят пищу, а «лопают» химические вещества».

Вероятно, многие недостаточно отчетливо сознают значение пищи в жизни христианина.

Чтобы узнать, что будет после молитвы вкушать на обед духовное сословие, в один из обычных рабочих дней идем на патриаршую кухню Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря.

— Добро пожаловать, — радушно встречает нас келарь (заведующий монастырским столом, съестными припасами и винным погребом) инок Игорь и ведет на монастырскую кухню.

Для места, где готовят еду на несколько сот человек, помещение довольно небольшое. Основную площадь занимают чугунные плиты, жаровня и печь-духовка для выпечки разнообразных пирогов и знаменитых монастырских медовых коврижек.

Первое благоухание, ощущаемое на кухне — именно чудесный, сладкий запах свежей выпечки. Источник этого дивного аромата мы обнаружили остывающим на огромных противнях за печью.

— А что у вас еще, кроме хлеба, сегодня в обеденном меню? — любопытствуем мы.


Батюшка Гермоген.
Многие годы трапеза была его монашеским послушанием.
Насельник Свято-Данилова монастыря иеромонах Гермоген (Ананьев) долгие годы служил келарем обители, то есть отвечал за кухню и питание.
Постоянные молитвы, монастырское воздержание и строгое соблюдение постов даровали его обличию особую, воистину неизъяснимую богодухновенную православную святость.




Батюшка Гермоген издал популярную в народе книгу о правильном православном питании
"Кухня батюшки Гермогена", в которой он поучает, как правильно готовить
дарующие истинное христианское благонравие и стройность тела православные блюда.
Некоторые из его замечательных рецептов см. ниже.
На фото: кадр из видеофильма батюшки Гермогена.


Шеф-повар монастыря любезно демонстрирует блюда, которые сегодня Бог послал братьям на их скромный монашеский обед:

Закуски холодные:
— фигурная овощная нарезка,
— расписной фаршированный судак
— нежная семужка собственного особого посола
Закуска горячая:
— жюльен из свежих лесных грибочков, запеченных под соусом "бешамель"
Салат:
— овощной с креветками "Морская свежесть"
Первое блюдо:
— рыбная солянка «по-монастырски»
Второе блюдо:
— стэйк из семги под соусом «тар-тар»
Десерт:
— мороженое с фруктами.
Напитки:
— фирменный монастырский морс
— квас
И, конечно, к обеду подаются:
— свежевыпеченн

Метки:

Процитировано

Ни для кого ни секрет, что многие столетия назад монастырские сады и огороды были лучшими по всей округе. Они возделывались с особым трудом, ведь монастыри часто строились обособленно, а пища требовалась на каждый день. Поэтому служители древних не только кормились с этих садов и огородов, но и селекционировали лучшие сорта овощных и фруктовых культур. Кормили монахи и монахини не только себя, но и голодных бедняков, странствующих паломников.

Кроме сада и огорода при монастырях держали пасеки. Мед при монастырях — особо целебный и вкусный. Объясняется это тем, что он добыт в экологически чистых местах. Монахи никогда не разместят пасеку где попало, а выберут для нее наиболее чистое место в своем угодье. Мед полезен не только во время болезни, но и как ежедневная пища — оздоравливающая и дающая энергию. Это уникальный натуральный продукт, который повышает иммунитет. Мед очень важен для детского питания, если на него нет аллергии.

Монастырский хлеб — тоже особый продукт, заслуживающий внимания. Чаще всего его пекут по старинным рецептам. Раньше рожь и пшеницу старались выращивать прямо при монастырях.

Фото: Евгений Харланов,

Конечно, времена изменились, и сейчас значительную часть продукции для монастырской кухни закупают у различных поставщиков, но кое-где еще свято чтят традиции и стараются вырастить все своими руками. Так как раньше дрожжи в хлебопекарстве не использовали, а делали высокое тесто на заквасках, эти традиции сохранили при некоторых монастырях и до наших дней.

Монастырское меню

Все монастырское меню разработано с учетом 200 постных дней в году. Сюда входят многодневные известные посты (Рождественский, Великий, Петровский, Успенский) и однодневные (по средам и пятницам). Даже в те дни, когда нет никакого поста, многие монахи отказываются от мяса, а вместо него едят рыбу. Кстати, при православных монастырях не разводят живность на убой. Это запрещено уставом — проливать чью-то кровь.

Вареники с гречкой и грибами

Ингредиенты:

  • 2 ст. муки;
  • 50 г кипятка;
  • 0,5 стакана растительного масла;
  • 40 г сушеных белых грибов;
  • 1 стакан отварной гречки;
  • 1 луковица, лавровый лист;
  • черный перец горошек;
  • зелень петрушки;
  • соль.

Отмерить 4 ст. ложки растительного масла и влить в миску. В масло влить кипяток, всыпать 2 ст. муки и замесить крутое тесто. Сушеные грибы отварить и измельчить. Бульон после грибов оставить. Луковицу мелко нарезать и пассеровать на растительном масле, добавить к ней грибы и обжарить. Смешать грибы с луком, отварную гречку и зелень петрушки. Посолить и поперчить по вкусу.
Фото: Depositphotos

Поставить на огонь воду для закипания. Когда закипит, добавить в нее лавровый лист и черный перец горошек. Тесто раскатать в тонкий пласт. Вырезать стаканом кружки из теста и слепить вареники.

Погружать вареники только в кипящую воду и варить при помешивании 5 минут после всплытия на поверхность. Подавать в горячем виде с грибным бульоном.

Овощное рагу «Монастырское»

Ингредиенты:

  • 4 картофелины;
  • 1 крупная морковь;
  • 1 свекла;
  • 1 луковица;
  • 250 г капусты;
  • 100 г консервированного зеленого горошка;
  • лавровый лист;
  • растительное масло;
  • соль.

Все овощи мелко порезать кубиками. Выложить их в глиняные горшочки, куда влить по 100 г горячей воды. В каждый горшочек добавить по 1 лавровому листу. Плотно закрыть горшки крышками и поставить томиться в разогретую духовку на 40 минут. После приготовления добавить по вкусу зеленый консервированный горошек, соль и растительное масло.


Фото: Depositphotos

Рыба по-монастырски, «Праздничная»

Ингредиенты:

  • филе минтая 0,5 кг;
  • 300 г грибов;
  • 1 луковица;
  • 4 вареных яйца;
  • 150 г сметаны;
  • 100 г твердого сыра;
  • растительное масло;
  • соль.

Лук мелко нашинковать и пассеровать на растительном масле, добавить к нему измельченные грибы, тушить до готовности. Филе минтая выложить на противень, слегка смазанный растительным маслом, и посолить. Сверху на рыбу выложить грибы с луком, затем слой отварных яиц, нарезанных кружочками. Смазать все сметаной и посыпать тертым твердым сыром. Поставить в разогретую духовку и запечь до легкого зарумянивания сыра.

Попробуйте приготовить что-нибудь из этих монастырских рецептов. Ведь эти блюда просты и полезны!

Так случилось, что в России именно монастыри оказались хранителями не только духовной культуры, но и интересных рецептов национальной кухни. Как приготовить прародительницу солянки и рассольника, что скрыто за "кисельными берегами" и на какие изысканные блюда из редьки способен повар храма Митрополита Илариона — в материале РИА Новости.

Кисельные берега

"Монастырская трапеза во все времена считалась эталоном вкусной, качественной и при этом простой пищи, — говорит шеф-повар Высоко-Петровского монастыря Татьяна Тышкевич. — Кулинарные, поваренные книги в России появились только в XVIII веке. О том, какой была русская кухня до этого, можно узнать лишь из монастырских источников — "обиходников" и келарских книг".

Правда, монахи не ели мяса. Но в те времена рыба была более доступным и распространенным источником белка для большинства населения России.

Иностранные путешественники в XV-XVI веках отмечали, что русские ели "больше рыбу, нежели мясо и огородную зелень, что соленое и копченое мясо предпочитали свежему, равно как почти полусырое искусно приготовленному, что более других уважали яства холодные и что все свои кушанья приправляли чрезмерно чесноком и луком или солью, перцем и уксусом".

В трапезной Высоко-Петровского монастыря Татьяна не только готовит для братии и паломников, но и занимается старинными русскими рецептами. "Мы восстановили рецепт московского калача и московского рогалика, печем заварной ржаной хлеб на закваске и многое другое", — рассказывает она.

Среди старинных блюд XV-XVI веков — "калья рыбная", прародительница всем известных сборной солянки и рассольника.

Для нее нужны рыба (палтус, кета или любая другая), соленые бочковые огурцы, репчатый лук, репа, соль, черный молотый перец и зелень укропа. "Огурцы, репу и лук потомить до готовности в духовке, рыбу отварить, в бульон рыбный положить томленые овощи, а куски готовой рыбы посыпать зеленью укропа. Можно подать в горшочке", — объясняет Татьяна.

А вот еще очень популярное когда-то на Руси блюдо — овсяный кисель с клюквенным соусом. "Это про него в русских сказках говорится "кисельные берега", — отмечает монастырский повар. Овсяную крупу заквашивают на ночь ржаной закваской, утром протирают через сито, добавляют мед или сахар, соль и уваривают до густоты. Едят такой кисель холодным с клюквенным соусом на меду.

Монастырский пряник

Чем накормить гостей

Шеф-повару трапезной при храме в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" на Большой Ордынке Олегу Брижинюку приходится учитывать не только постное меню для настоятеля — митрополита Волоколамского Илариона, но и вкусы его зарубежных гостей. Поэтому на кухне готовят как национальные славянские, так и современные европейские блюда.

"Как-то Великим постом я решил сделать стейк из редьки. Купил белую редьку, нарезал колечками, минут сорок отварил, подержал немного в соевом соусе с перчиком, со специями и подрумянил на гриле, чтобы появились полосочки от жарки. Все подумали, что это морские гребешки. А это — редька!" — рассказывает Олег.

Он говорит, что, когда работал в ресторане, было проще — там было утвержденное на полгода меню. А здесь надо успевать ориентироваться и все время что-то сочинять. "Я буквально растворяюсь в работе. Мне нравится, как готовят Джейми Оливер, Дженнаро Контальдо, — просто и понятно. Некоторые вещи у них скопировал", — признается шеф-повар.

Мясо, рыбу и зелень он покупает на рынке, что-то по мелочи — в магазине.

"Недавно к нам приезжала европейская делегация, и меня попросили продемонстрировать русскую кухню. Сделал голубцы, оливье и борщ. Всем понравилось", — добавляет он.

Салат из фенхеля

Из последних открытий Олега — салат из фенхеля и итальянского сыра буррата: "Вкус необычный, и смотрится хорошо. Сочетание обалденное". А нужно-то всего тонко порезать фенхель, цедру лимона, полить лимонным соком и оливковым маслом, посолить, поперчить и оставить минут на десять. Потом выложить сверху сыр, половинки помидоров черри и посыпать листьями мяты. Можно еще немного сахара добавить.

Несколько лет назад Олег работал помощником повара в Донском монастыре. Одним из самых любимых блюд в обители были котлеты из двух-трех сортов рыбы. "Допустим, берем семгу и треску, или семгу и судака, или тунца и семгу — сочетание должно быть сухая-жирная. Рубим мелкими кубиками, мелко режем лук, солим, перчим, добавляем немного крахмала и муки, перемешиваем, лепим маленькие круглые котлетки и обжариваем. Остается "добить" минут десять в духовке", — делится рецептом мастер монастырской кухни.

Он подает это блюдо с зеленым соусом: базилик, петрушку, чеснок, оливковое масло, немножко лимонной кислоты, соль, перец перемолоть блендером. ("Соус получается — просто бомба! Его можно и в салаты добавлять", — уточняет Олег.) А в качестве гарнира рекомендует брокколи (отварить, а потом "прижать" на гриле, "чтобы корочка была"). Или другие обжаренные овощи: помидоры, болгарский перец, кабачки ("это и к мясу хорошо подходит").

Рыбные котлеты по рецепту Донского монастыря

"Помню, в дни Великого поста в Донской монастырь приезжал патриарх Кирилл, и мы запекали свеклу: резали дольками, посыпали сухим базиликом и базиликом украшали, получилось вкусно", — вспоминает он.

"Или запечь в духовке баклажаны, болгарский перец, а потом сверху добавить сырой помидор, лук, зелень, посолить, поперчить, чеснок по вкусу. Можно готовить без масла. А помидор ошпарить, шкурку снять, меленько нарезать. Получается икра — на хлеб намазывать", — продолжает Олег.

"А брокколи со шпинатом на кокосовом молоке хорошо получается. Оно постное, поэтому хорошо выручает — наедаешься. Сладковатое, но в супе нормально звучит. Можно немного лимончика добавить", — переходит он к первым блюдам. И рекомендует на лето белорусский суп "холодник". "Варится свекла, отдельно кипятится вода, затем охлаждается, потом в нее добавляется тертая свекла, нарезанный кубиками огурец, много зелени — лука и укропа, тертые вареные яйца и кефир — если однопроцентный, в пропорции один к одному с водой. Ну, еще соль и немного сахара, немного лимона или пару капель столового уксуса. Суп должен быть кисло-сладким", — поясняет Олег.

И все-таки напоследок вспоминает о скоромном. Мясо, по его словам, например говяжью или телячью вырезку, долго жарить не стоит — по две минуты с каждой стороны и по бокам. "Нарезал толстенькими медальончиками, посолил, поперчил, обжариваешь — много кусков класть не нужно, мясо дает сок и начинает вариться, — затем в фольгу, и мясо еще доходит. Раскрыл — сок вышел. Телятина нежная, мягкая, быстро готовится", — рассказывает монастырский повар.

Поварские секреты

Еще один Олег — Ольхов, шеф-повар Данилова монастыря и бренд-шеф центра "Возрождение традиций", — ведет передачу "Монастырская кухня" на телеканале "Спас". Он уверен, что культура русской трапезы по сей день неразрывно связана с монастырями.

В 14 лет Олег пришел в ресторан учеником повара, сейчас ему 42. "Я не перестаю учиться у коллег, но не считаю зазорным воспользоваться и опытом непрофессионалов. Зачастую у чьей-нибудь бабушки можно узнать какой-то прием, интересное блюдо, которого больше ни у кого нет", — говорит повар.

"Профессия шеф-повара, с одной стороны, очень творческая, но с другой — полна ежедневной рутины. Творчество — это создание новых блюд, их разработка, тестирование и сборка. Рутина — ежедневный документооборот, связанный с кухней, контроль за производимой продукцией, работа с персоналом. Зачастую рутина забирает большую часть рабочего времени, и на творчество уже не хватает сил. К тому же профессия не из легких — у шеф-повара ненормированный рабочий день, иногда приходится и ночевать на работе", — рассказывает Олег.

Среди его фирменных блюд — чечевичные котлеты и тыква в медовой заливке.

Чечевичные котлеты

Нужно сварить чечевицу, добавить рубленый чеснок, посолить, поперчить перемешать, дать остыть, потом добавить пассерованный на растительном масле репчатый лук. Сделать из этого фарша котлеты, обвалять в муке и обжарить с двух сторон на растительном масле. А тыкву, очищенную и нарезанную кубиками, заливают медом, разведенным водой и соком одного лимона, добавляют клюкву и убирают в холодильник — через 24 часа десерт из тыквы с медом и клюквой готов. Может храниться в холодильнике до двух недель.

"Монастырская кухня очень полезна, можно сказать, что это диетическое питание: рыба, морепродукты (легкоусвояемый белок, полиненасыщенные аминокислоты), злаки, зерно и крупы, бобовые, зелень, овощи, ягоды, грибы (витамины, растительный белок, клетчатка, минеральные вещества, углеводы). Продукты молочнокислого брожения — квас, моченые ягоды, яблоки, репа, квашеная капуста — благотворно влияют на пищеварение. Также очень полезен ржаной и ржано-пшеничный хлеб на закваске, который выпекают в монастырской пекарне. В целом это сбалансированная и вкусная еда", — подытоживает шеф-повар Даниловской обители.

Тыква в медовой заливке

Лучшие статьи по теме