Все о продуктах питания. Информационный портал
  • Главная
  • Овощи
  • Стихи про медведей, медведя, медвежонка, медведицу

Стихи про медведей, медведя, медвежонка, медведицу

1. - Братцы, братцы! Я медведя поймал!

Так веди его сюда.

Да он не идет.

Ну, так сам иди!

Да он держит меня! Ай!

2. - Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Можно зашить!

Да иглы нет.

А велика ли дыра-то?

Один ворот остался.

Сел да поехал - ах, хорошо!

Обернулся назад –

Одни спицы лежат!

4. – Уж так меня просили, так не пускали…

А куда просили?

А куда не пускали?

Да… в хату…

5. – Смотри, помогай нашим!

А какие ж ваши?

А те, что побеждать будут.

6. – Ты пирог съел?

Нет, не я.

А вкусный был?

7. - Акуля, ты что шьешь не оттуля?

Да я, маменька, еще порот буду!

8. Здорово, кума!

На рынке была!

Никак ты, кума, глуха?

Купила курицу и петуха.

Прощай, кума.

Пять алтын 1 дала.

9. _ Тит, иди молотить!

Брюхо болит!

Тит, иди щи хлебать!

А где моя большая ложка?

10. – Раздень меня.

Разуй меня,

Уложи меня,

Покрой меня,

Переверни меня,

А там, пои, усну я сам.

11. – Садись, баба, подвезу!

Да нет времени! Идти надо скорей…

12. – Иван, иди работать!

Не могу: ноги болят.

Иван, иди есть.

Бегу Безу. Без меня не начинайте.

13. – Ты что делаешь?

Ничего.

А что он делает?

Да вот мне помогать пришел.

14. –Давай взапуски 2 прясть.

Что за неволя?

А ну взапуски спать!

Давай! Ложись…

Урок 67

У. Откройте в учебниках раздел «Побасенки». Перед вами произведения давно уже известного вам жанра. Можете ли вы сразу определить задачу жанра? Зачем их сочинял народ?

Д. Чтобы было смешно, весело.

У. Только для того, чтобы нас развеселить? Или еще для чего-то? Например, какая задача у побасенки про Тита?

Д. Показать, что Тит ленивый. Когда надо работать, он притворяется: «Живот болит».

У. А еще есть побасенки про ленивых?

Д. Есть, и не одна.

Дети читают и комментируют побасенки № 10,12, 13, 14.

У. А еще какие-то черты характера видны в побасенках?

Дима. Вот побасенка под № 7. Про Акулю. Акуля - глупая: зачем-то шьет, хотя и знает, что не так шьет, что все равно пороть придется.

Таня. А в побасенке под № 11 глупая баба говорит, что времени у нее нет: «Идти надо скорей». Думает, что пешком быстрее.

Алеша. Герой побасенки под № 5 хитрый и трусливый. Он собирается тем помогать , кто побеждать будет.

Гриша. А в побасенке №4 герой глупый, нахальный - его в хату не пускают, а он все равно туда рвется.
У. Итак, побасенка рассказывает нам о грубых, ленивых, хитрых – то есть о дурных чертах характера людей. Можно было бы гневаться, видя такие черты, а мы смеемся. Почему?

Итог обсуждения. Герои побасенок смешны в своей глупости, лени, хитрости. Побасенка их высмеивает.

У. Неужели у героев побасенок нет никаких хороших черт?

У. А давайте попробуем побасенку №11 про бабу увидеть по-другому. Представьте себе такую картину. Кто-то едет на телеге, видит - женщина идет по дороге. Может быть, даже с тяжелой ношей. И предлагает подвезти ее. А она отказывается. Вы решили, что она глупая, не соображает, что лошадь быстрее ее довезет, чем она сама дойдет пешком. Так?... А если предположить другое. Что женщина почему-то не хочет , чтобы ее подвозили. Мало ли что! Может быть, ей возница не нравится, а обидеть его она не хочет. Может быть, и нет у нее никакой тяжести, а просто ей охота пешком пройтись. Будет ли тогда ответ героини характеризовать ее как глупую?

Д. Нет.

У. А каков же тогда смысл ее ответа?

Д. Она получается умная. Может, она это шутливо говорит?

У. Можно предположить, что она отшучивается, нарочно смешно отвечает. И выходит, что она даже остроумная. А еще как-нибудь можно объяснить ее ответ?

Д. А может быть, она просто его испугалась.

У. Придется вам уточнить задачу жанра. Как?

Д. Побасенка не только высмеивает дурные черты характера, но и может показать веселый, шутливый характер, остроумного героя. И хитрого – вот в побасенке №6 тот, кто спрашивает «Ты пирог съел?» – он же хитрит и «ловит» съевшего пирог.

У. Оказывается, маленькая побасенка может решать сложные задачи. Откройте заготовку схемы жанра «побасенка» в своих тетрадях (схема 5). А я открою заготовку на доске (открывает). Запишем название жанра «побасенка» и задачу жанра - высмеять дурные черты характера или показать остроумие героя. (Записывают. Окончательный вид схемы см. ниже).

Какую же картину жизни рисует нам побасенка? Какие особенности присущи только ей одной и отличают ее от других жанров? В схеме, например , скороговорки, ничего особенного в картине жизни нет. Она учит произносить звуки , ей подходят самые разные картины, хотя желательно, чтобы они были веселыми. В загадке вообще лишь отдельные признаки предмета, КЖ восстанавливается только тогда, когда знаешь отгадку. Потешка учит жестам, поэтому в картине жизни обязательно нужны были какие-то движения, действия героев. А в побасенке?

Итог обсуждения.

1. Сходство побасенки с потешкой в том, что в обоих жанрах речь идет о действиях. В побасенке: «медведя поймал», «пирог съел», «раздень меня, разуй меня» и т.д.

2. Действия в побасенке и действия в потешке различаются задачами. Потешечным действиям надо учиться, а в побасенке через действия героев мы должны понять их характеры.

3. Особенность действий в побасенке еще и в том, что о них никто не повествует (рассказчика-то нет!), о них говорят сами герои. Картина жизни строится только на основании речи героев, их реплик. Разговор героев называется диалогом , а речь только одного героя - монологом. (Обратить внимание на способ записи прямой речи героев в побасенке.)

У. Запишем в схему: картина жизни - разговор о действиях героев , проявляющий черты их характера. Построение КЖ: - диалог (разговор героев); иногда - монолог (речь одного героя).

Отсутствие речи рассказчика осложняет работу читателя. Почему?

У. Вспомните, что с таким способом построения текста, когда перед нами только слова героев, вы уже имели дело. Такой способ используется в театре, где актеры играют роли героев. Помните, как в прошлом году вы пробовали разыграть побасенку «Тит, иди молотить!»? Из-за отсутствия рассказчика вам даже было трудно определить, сколько героев разговаривают: два или три.

Более того, вы не только не знали, кто этот «другой» (или «другие»), но даже относительно Тита сомневались: мальчик он или мужчина?

И это еще не все. Мы ведь не знаем и того, где этот разговор происходит; видимо, в деревне, но где именно? В избе? На улице?…

Чувствуете, как много надо довообразить читателю самому? Правда, если эту сценку сыграют актеры, то нам будет легче , потому что всю эту трудную работу «довоображения» за зрителя проделают режиссер, художник, актеры.

Попробуем сейчас перевести побасенку №11 про бабу из литературы в театр. Вы уже определили два возможных варианта характера бабы: глупая или остроумная. Конечно, вам надо было бы представить и характер возницы, который предлагает ее подвезти, и место, где они встретились, и есть ли у нее груз или нет, и многое другое. Необходимость всего этого вам, надеюсь, понятна. Но я предлагаю небольшую задачку: попытайтесь только голосом произнести реплику бабы так, чтобы мы, зрители, догадались, глупую бабу вы пытаетесь изобразить или остроумную.

Дети произносят ответную реплику бабы , класс угадывает характер героини. Потом выясняют у «актера», какую героиню он пытался изобразить.

У. А теперь поработаем с текстом побасенки №2 про Федула. Попробуйте парами разыграть этот диалог так, чтобы нам, зрителям, было ясно - каков Федул и каков его собеседник. Прежде чем поднимать руки, подумайте о характерах своих героев. Задача зрителей - понять характер.

Дети парами разыгрывают сценку про Федула. Класс выявляет характеры и оценивает работу «актеров».

Федул может быть глуповатым. А может сам над собой посмеиваться. Он может понимать, что кафтан чинить уже бесполезно, и поэтому подшучивать над возможностью его починки.

Урок 68

У. Продолжим нашу работу с побасенкой. Какие структурные уровни этого жанра вы уже рассмотрели? (Восстанавливает на доске схему по ответам детей.).

Д. Задача жанра - высмеять дурные черты характера или показать остроумие героя. Картина жизни - разговор о действиях героев , проявляющий черты их характеров. Построение КЖ - речь (реплики) героев: 1) диалог (разговор героев) и 2) монолог (речь одного героя).

У. Теперь посмотрим, какими особенностями обладают остальные уровни побасенки. Какой следующий уровень?

Д. Предложение.

У. Есть ли какие-то особенности?

У. Подскажу вам немного. Обратите внимание, что разговор строится из коротких реплик: вопрос - ответ. Следовательно...

Д. Вопросительные и восклицательные предложения.

У. Молодцы. Запишем: предложение - короткие восклицательные и вопросительные (записывают) . А если к кому-то все время обращаются, то на уровне «слово», что можно увидеть?

Д. Слова-обращения: Иван, баба, Федул, Акуля...

У. Отлично. Отнесемся теперь к таким словам: «Здорово, кума!» - вместо «здравствуйте». «Брюхо» - а не «живот», «оттуля» вместо «оттуда», «никак ты глуха», «что за неволя», «взапуски спать», «да нейдет». Это обычные слова или не совсем?

Д. Они грубые, так в книгах не пишут.

У. Слова эти встречаются только в разговорной речи , часто даже в литературный язык не входят. Иногда их называют просторечиями. Как вы думаете, зачем побасенка выбирает именно такие слова?

Д. ...

Итог обсуждения. Побасенка передает обыденную речь простых людей, а простонародные слова делают эту речь более смешной. В потешке тоже были особые слова - с уменьшительно-ласкательным значением. Почему там были ласковые слова, а здесь другие - грубоватые?

Д. Потешка обращается к маленькому ребенку, ее особые слова передают особое отношение - ласку, доброту. А в побасенке другая задача - передать характер взрослого, посмеяться.

У. Следовательно, характер взрослого побасенка передает не только через разговор о действиях, но и через особенности речи, через то, какие именно слова произносит герой. И это очень важно. Запишем: слово - обращение, просторечие (записывают) . Какой следующий уровень?

Д. Звуковой рисунок.

У. Посмотрим, например , побасенку №13 с этой точки зрения.

- Ты что делаешь?

Ничего.

А что он делает?

Да вот, мне помогать пришел.

[ Т Ы Ш Т Ó Д" Э Л А И Ш

Н" И Ч" И В Ó

А Ш Т Ó Ó Н Д" Э Л А И Т

Д А В О Т М Н" Э П А М А Г ÁТ" П Р" И Ш Ó Л ]

Д. Тут есть такие растянутые повторы: [ А И Ш ], [ О-О ], [ А И Т ]. Они помогают представить лень двух героев.

У. Молодцы. Запишем: звуковой рисунок – выразительный повтор звуков. Кстати , эта побасенка интересна еще и тем, что в ней говорят двое, а всего героев-то трое, но у третьего нет слов. И если бы вам пришлось представлять все это на сцене, то актеру, играющему «героя без слов» было бы очень трудно. Ему надо было бы только жестами и мимикой показать зрителям, что он пришел «помогать ничего не делать».

Следующий уровень - ритмический рисунок. Он прозаический или стихотворный?

Д. Кажется, что прозаический.

У. Давайте проверим. Возьмем побасенку №9 про Тита.


- Тит, иди молотить!

Брюхо болит!

Тит, иди щи хлебать!

А где моя большая ложка?















Итог обсуждения. Ритмический рисунок приближается к стихотворному. В основном за счет повтора двусложной группы слогов. Особую выразительность ритм получает из-за последней самой длинной строки, контрастирующей с остальными.

Во многих побасенках ритм организован довольно строго, он лежит как бы на границе прозы и стиха.

К стихотворному ритм приближается благодаря часто встречающимся рифмам, как внутренним:

Акуля! Ты что шьешь не оттуля?

[ К У - Л" А = Т У - Л" А ]

Федул, что губы надул?

[ Д У Л = Д У Л ]

Так и концевым


  • Никак ты, кума, глуха?

  • Купила курицу и петуха.
[ Х Á = Х Á ]

Этому также способствует повтор слов в конце строк: просили = просили , пускали = пускали . Запишем: ритмический рисунок - приближается к стихотворному; рифма - может быть (записывают) .

У. Осталось последнее. Выяснить, какой уровень будет…

Д. … ведущим. Конечно, картина жизни. Ведь главное в побасенке – характеры героев.

У. Верно. Запишем в схему (записывают).

ПОБАСЕНКА


Задача жанра. Высмеять дурные черты характера или показать остроумие героя.
Ведущий уровень
Картина жизни. Разговор о действиях героев , проявляющих черты их характеров.

Построение КЖ. Диалог (разговор героев). Иногда – монолог (речь одного героя).

Предложение. Короткие вопросительные и отрицательные.

Слово. Обращения, просторечия.

Звуковой рисунок. Выразительный повтор звуков.

Ритмический рисунок. Приближается к стихотворному.

Рифма. Может быть.

Учитель предлагает разыграть по ролям некоторые побасенки. Работа проходит аналогично той, которой закончился предыдущий урок.

Задание на дом. Сочинить побасенку.

К медведям, к медведям
В зеленый лес поедем,
Поедем мы к медведям
В густой зеленый лес.
Где елки, где шишки,
Где маленькие мишки,
Где мишки-шалунишки
С мамашами и без.
К медведям с корзиной
Поедем за малиной,
С корзиной за малиной
Поедем в дальний путь!
Пусть только медведи
Уйдут пока к соседям
И дружно погуляют
Подальше где-нибудь.

Алдонина Р.

Вот медведь, медведь, медведь!
Кто желает посмотреть?

Приходите к Мише в гости,
Сладкий пряник Мише бросьте.

Миша просит, Миша ждет,
Широко разинув рот.

Нет, правее! Нет, левее!
Промахнулись, ротозеи!

Вот теперь попали в рот!
Что за пряник - чистый мед!

За такое угощенье
Мы покажем представленье.

Ну-ка, Миша, поклонись!
Ну-ка, Миша, кувырнись!

Самуил Маршак

А ну-ка, медведь,
Скорей нам ответь,
Тебя почему называют медведь?
- Я мё-ёдом заведую,
Где спрятан он ве-едаю. -
Ответил медведь.
Здорово ведь?

Шардин В.

Мишка, Мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал,
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался,
Все бы мишеньке храпеть.
Эх ты, мишенька-медведь!

Валентин Берестов

Вышел из лесу медведь,
Начал топать и реветь.
- Чем ты, мишка, огорчен?
- Мне приснился страшный сон,
Видел девочку Алину -
В роще съела всю малину!

Праздничнова В.

В зоопарке раз медведь
Бегемоту стал реветь:
"Ртом, таким же как у вас,
Мне б медку хлебнуть сейчас!"

Мармазов А.

С черной кнопкой на носу
Этот зверь живет в лесу,
Весь лохматый, цветом бурый,
На лицо немного хмурый.

У него кривые лапы,
Неуклюжий, косолапый.
Любит кушать сладкий мед,
Этот мед у пчел крадет.

По деревьям лазит ловко,
Есть хорошая сноровка,
Может сильно он реветь,
А зовут его... Медведь!

Чурилов А.

Медвежий сон

Спит медведь, мышей пугая храпом,
Толстый и седой от куржака.
Тянет замусоленную лапу
Цепкой горстью губ и языка.
Тянет и причмокивает: "Вкусно!"
... Падает ленивая роса,
Вызрела до сахарного хруста
Полоса молочного овса.
Спит луна в предутреннем тумане,
Спят в селе ночные сторожа,
Лишь ручей по ягодной поляне
Катится, на камушках дрожа...
А над всем над этим, за туманом,
Звон берёз, шуршание бурана,
Волчье завывание пурги.

Белозёров Т.

Спит медведь в своей берлоге,
Не будите по тревоге,
Коль проснется рано он,
Будет очень, очень зол.
Ведь зимой привык он спать,
Лапу теплую сосать,
Лишь когда придет весна,
Мишке будет не до сна.

Тесленко А.

Медовая песенка

Медовая песенка
Есть у медведя.
Поёт он знакомым её
И соседям.
В уютной берлоге,
И в трудной дороге,
И даже в Дремуче-Колючем лесу.
Поёт он, гуляя,
Поёт он, играя
И даже давя комаров на носу.

Зимою и летом,
С утра и до ночи,
Он песенку эту
Упрямо бормочет.
Но только у Мишки появится МЁД -

С огромною ложкой
В восторге запрыгав,
Мохнатою ножкой
В восторге задрыгав
И даже ушами
Немножко задвигав -
Медведь его ЕСТ...
А не песни поёт!

Усачев А.

Медвежонок косолапый
Всех зверят милей.
А его косматый папа -
Царь лесных зверей.
И только две Медведицы,
И только две Медведицы,
И только две Медведицы
В звездном небе светятся.

Летом он малину любит,
А зимою - сон.
Он и летом ходит в шубе,
Меду ищет он.
И только две Медведицы,
И только две Медведицы,
И только две Медведицы
В летнем небе светятся.

Спать он осенью ложится,
А встает весной.
Спит медведь в своей берлоге
Под большой сосной.
И только две Медведицы,
И только две Медведицы,
И только две Медведицы
В зимнем небе светятся.

Валентин Берестов

Мишка очень любит мед
Свежий, из пчелиных сот
Он бы с пчелкой подружился
Этим лакомством разжился
Только пчелы вот беда
С ним не дружат никогда.

Луканова Л.

Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
- Потому, что снег и лёд -
Не малина и не мёд!

Орлов В.

Мишка лапою мохнатой
Не спеша малину рвёт.
Ходит, ищет косолапый
Сладкий и душистый мёд.

Мельникова Е.

Мед в лесу медведь нашел:
Мало меда, много пчел.

Самуил Маршак

Сел Медведь – живот, как глобус,
В переполненный автобус.
Стал к окошку пробираться,
И пришлось ему толкаться.
Неуклюжий, косолапый
Наступил Лисе на лапу;
Пнул Ежа нечаянно, –
Тот вопил отчаянно;
Локтем дал Волчице в спину,
Та завыла, скорчив мину.
Чуть не раздавил Ужа,
Не хотел – спугнул Чижа...
В общем, вольно иль невольно,
Многим Миша сделал больно.
Но при всей
Неуклюжести своей
Быть он вежливым старался,
Извинялся, извинялся:
– Извините, пропустите,
Вот, пожалуйста, возьмите...
Я толкнул не специально,
Извините, я случайно.
Не подвинетесь, Бобры,
Будьте, братцы, так добры.
Сторонились звери, жались,
Но, представь, не обижались.
Хоть и был Медведь упитан,
Главное – он был воспитан!
А стараться быть любезным
Знай, малыш, не бесполезно.
Вежливых всегда заметят,
Добротой тебе ответят.

Таин О.

Однажды зимой медвежонок проснулся,
Он нос почесал, не спеша потянулся,
Глядит, а в лесу все блестит серебром,
Засыпано все белым снегом кругом.
- Ах, как все красиво! - малыш прошептал, -
Я сроду зимы никогда не видал.
Хрустят, нос щекочут мишутке снежинки,
Блестят на ветвях в белом вихре пушинки.
По лесу наш мишка весь день прогулял,
И к вечеру очень малыш наш устал.
В свою он берлогу тихонько вернулся,
И, сладко зевнув, он во сне улыбнулся,
До самой весны ему снилась сама
Красавица снежная, чудо-зима.

Глызь Е.

Мишка спал в своей берлоге,
Лапу толстую сосал,
Вдруг к нему через сугробы
Ручеёк перебежал.
Стукнул по носу легонько,
Звонкой капелькой слегка,
Под него подлез тихонько,
Намочив ему бока.
Рассердился лежебока,
Заревел и тут же встал,
А когда на волю вышел,
То и леса не узнал.
Нет сугробов, только лужи,
В небе солнышко горит,
Ветерок друзьям-деревьям
Тихо сказки говорит.

Пиудунен М.

Мишка косолапый
по лесу идёт,
Шишки собирает,
песенки поёт.
Вдруг упала шишка
прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
и ногою - топ!

Кто умеет так реветь?
Лишь рассерженный медведь!
Кто ему не угодил,
Кто медведя рассердил?
Что в него, вселился бес?
Просто мишка хочет в лес!
Там раздолье и простор!
В клетке жить, какой позор!
Там, в лесу живет родня
И медвежья вся семья.
С ними мишку разлучили
Жить в вольере научили.
Только мишка не сдается,
Все равно на волю рвется.
Он по клетке мечется,
Грусть его не лечится.

Бацанова Н.

Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосет.

Мишка в улей влез,
И вот - с лапы каплет сладкий мед..
Еж над ним смеяться начал:
- Медвежонок насвинячил!
- Что за шутки? - Тот ответил. -
Я - медведь!
Я - намедведил.

Яснов М.

Медведица ласково сына качает.
Малыш веселится. Малыш не скyчает.
Он дyмает, это смешная игpа,
Hе зная, что спать медвежатам поpа.

Валентин Берестов

Пчелы гонятся за Мишкой.
"Жу-жу-жу, не будь воришкой!
Меда нашего не трогай,
Проходи своей дорогой!"
Мишка мчится без оглядки,
Лишь в траве мелькают пятки.
Вместо меда будут шишки
На носу воришки мишки.

Пляцковский М.

Метет в лесу метелица.
В берлоге спит медведица.
С нею рядышком лежат
Двое толстых медвежат.

Ничего они не знают
Ни про лес, ни про мороз,
Никуда не вылезают,
Не высовывают нос.

Медвежатам хорошо
Возле мамочки большой:
Так уютно под бочком,
Возле сиси с молочком.

Лебедева Г.

Спросила медведицу старая мышь:
- У Вас каждый час подрастает малыш,
Как это возможно, позвольте узнать?
- Малина! - ответила гордая мать.
- Гляжу я, бабуля, на Ваших мышат -
Они худобой местных кошек смешат...
А как им не быть худосочным и хилым,
Когда прошлогодним их пичкают сыром?!
Пора малышам выдавать витамины -
С утра. Натощак. По четыре корзины!

Отыскал корягу Миша –
Есть одна стена и крыша.

Лёг к стене спиной, зевает.
Домик ветер продувает.

Беспокоиться не стоит:
Три стены зима достроит.

Капустина В.

Выбирал по каталогу
Мишка новую берлогу
- Эта слишком далеко,
- В эту вору влезть легко,
- В этой сыро,
- В этой жарко,
- В этой солнце светит ярко...
И, не выбрав зимний дом,
Спать улегся под кустом.

Волкова Н.

Съёжился снег,
Посерел, ноздреватый,
Громче вороны кричат.
Ноги укутаны
Старою ватой -
Ёлки в овраге торчат.

Встал из берлоги
Медведь, растревожен
Запахом
Близкой весны.
Вышел на берег,
Угрюм и взъерошен,
Сел на припёк у сосны.

Всё позади -
И мороз, и ненастье,
Жуткие зимние сны.
Снова весна
Распахнула объятья,
Дремлет медведь у сосны.

Козлов С.

Бурый Мишенька-медведь
Сел на пень и стал реветь.
Слышен рёв во всём лесу.
Напугал медведь лису,
Зайца, волка, кабана...
Наступила тишина.
Подошёл к медведю ёж:
- Миша, ты чего ревёшь?
Взбудоражил всех в лесу.
- Мёд к себе домой несу.
Вот, в лесу нашёл колоду,
Ароматнейшего мёда.
Как доволен я собой!!
Ёж, порадуйся со мной!!!

Рахимов А.

Над дуплом медвежьим пар
Снег слегка оплавил.
Будто мишка самовар
Кипятить поставил.

Будто он хотел чайку
Перед сном напиться,
Но прилёг
И на боку
Спит и не вертится.

Шульжик В.

Медвежьего следа зимой не сыскать,
Отправила Зимушка Мишеньку спать.
В берлоге он сладкую лапу сосет,
А снится ему, что он кушает мед.
От радости Мишка довольно урчит.
Эй, звери, потише... Пусть Миша поспит.

Гусарова Т.

На турецком на обеде
Обнимал Медведь Медведя.
Заревел Медведь от боли:
- Ты бы,
Брат,
Полегче, что ли!
- Сам полегче ты, Медведь, -
Нету сил моих терпеть!

Борис Заходер

В октябре по каталогу
Выбирал медведь берлогу.
Хороша с балконом хата!
Только жаль - великовата.
Та, где вечные снега,
Баснословно дорога.
Вот приятное местечко,
Где в глуши петляет речка,
Но лентяи-глухари
Там болтают до зари.
У болота есть квартира -
Будет холодно и сыро...
Перерыл весь каталог,
Ничего найти не смог.
Чтоб по сердцу и уму -
Нужно строить самому!

Александрова И.

Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на ёлке - снег, снег,
И под ёлкой - снег, снег.

А под снегом спит медведь.
Тише, тише... Не шуметь.

Токмакова И.

Колыбельная медведя

Спит медведь в своей берлоге.
Он теплу, уюту, рад.
А зима, уж, на пороге.
За окошком снегопад.
Спит медведь, лежит, не тужит.
И во сне он видит мед.
Тишина стоит снаружи.
Вьюга по земле метет.
Спит медведь. Снег белый кружит.
Сладко, мягкая постель.
Ветер на дворе, и стужа.
Начинается метель.
Спит медведь. Не знает горя.
Лапу он, во сне, сосет.
И не ведает, что, вскоре,
Будет праздник - Новый год.
Спит медведь. Звезда, как свечка.
Полон зимний мир чудес.
Лед блестит, замерзла речка.
И укрыт под снегом лес.

Френсис

Медвежатки

Медвежаток я взяла,
Посадила у стола:
- Угощайтесь, медвежатки,
Ешьте мед хороший, сладкий!
А они себе сидят
И ни капли не едят:
Хоть они и любят мед,
Но раскрыть не могут рот.

Бойко Г.

Зиму он проспал в берлоге,
Он не бегал по дороге.
Лапу он свою сосал.
Жир от холода спасал.
Наверху-белым-бело,
А у мишки здесь тепло.
С боку на бок повернется,
Поворчит и улыбнется...

Асаева Ю.

Радостно визжат
Двое медвежат,
Что на задних лапах,
Мёда чуя запах,
Припустились в пляс.
Мать грозит сынишкам:
"Ну уж это слишком!
Тише! Вот я вас!.."
И отцу мишуток
Тоже не до шуток:
"Эй, вы там, глядите,
Пчёл не разбудите!
Тсс! Какой-то гул...
Ой-ой, караул!
Боже,сколько жал!
Я ж предупреждал!.."

Бывшев А.

Спит зимою великан
В тепленькой берлоге.
Ждет весеннего тепла
И расцвет природы.
Косолапый очень ловкий,
Любит рыбку половить.
Чтобы мед отведать сладкий
Может улей разорить.
Что за зверь? Скорей ответь.
Этот великан... медведь.

Марченко Б.

Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались.
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался.
Тут все звери закричали,
Мишку в речку затолкали.
Стали мыть его, купать,
С головою окунать.
Плачет Мишенька: - Простите!
Не топите! Отпустите!
Я большой, я буду сам
Умываться по утрам!

Степанов В.

По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит мишка сладкий мёд
Да малину с веток рвёт.

В чаще леса, где кругом
Тишина да бурелом,
Ни одной где нет дороги,
Сплю я зиму всю в берлоге.
И о лете до весны
Мне цветные снятся сны:
Как у леса на опушке
Собирал весь день свинушки,
По кустам искал малинку,
Подставляя солнцу спинку.
Мёд у пчёл таскал украдкой,
Прикрываясь бурой лапкой.
Желудей, орехов, ягод
Наедался сразу на год!
И, пригревшись, на полянке
Подпевал я коноплянке -
Начинал ей в такт реветь!
Как зовут меня? Медведь!

Цапаева С.

Подрались в малиннике
Ближнем два мишки,
Набили друг другу
Огромные шишки.
В два голоса оба
Ревели с досады.
И ягодам спелым
Уж были не рады.
И мамам своим
Огорчённые мишки
Пошли рассказать
Про набитые шишки.
Но мамы лишь только
Плечами пожали
И двум медвежатам
Сурово сказали:
- Не будете драться,
Не будет и шишек.
Мириться друг с другом
Отправили мишек.

Антонова Н.

Как-то утром в зоопарке
Спор серьезный, даже жаркий
Вдруг затеяли соседи
– Бурый с белым – два медведя.
- Как, приятель, стал ты белым?
Что, испачкался ты мелом?
- А ты бурый что такой?
Весь испачкался землей?
Видишь, мишкам не до смеха,
Беспокоит их цвет меха.
Кто покрасил, дай ответ,
Этих мишек в разный цвет?

Корюкин Е.

Мы сказали строго папе:
- Сын Ваш, Мишка, косолапит.
И давно пора понять,
Нужно что-то предпринять!"
И услышали от папы:
- В деда сын мой косолапый...
Да и прадед мой - Потап
Отродясь был косолап.
Не волнуйтесь, ребятишки,
Косолапы все мы - мишки! -

Капустюк Н.

Фомка

Перед бассейном в зоопарке -
Медвежьи мокрые следы -
С тяжелым плеском в полдень жаркий
Медведь выходит из воды.

Еще в костях он очень тонок,
Еще и ростом невелик.
Он не медведь, а медвежонок,
Но белоснежен, как старик.

Легко узнать по белой шкуре
Бродягу ледяных полей.
Слыхал он посвист зимней бури
На дальней родине своей.

Встречался с вьюгой и поземкой,
Ночуя с матерью на льду.
Теперь его прозвали Фомкой
И жить заставили в саду.

Он здесь ночует не на льдине,
А на асфальтовой горе.
Его тревожит крик павлиний,
Рычанье тигра на заре.

Он ищет днем прохладной тени
И, не найдя ее нигде,
Томясь от скуки и от лени,
Беззвучно шлепает к воде.

Рычит на сторожа негромко...
Но не рычи, - придет зима,
Вернутся вьюга и поземка -
И будешь ты уже не Фомка,
А матерОй медведь Фома!

Самуил Маршак

В басне Крылова «Трудолюбивый медведь» мы встречаем знакомые всем нам образы: в лице Мужика перед нами предстает трудолюбивый человек, вдумчивый мастер своего дела, а в лице Медведя – нетерпеливый неумеха, который привык решать все проблемы силой.

Басня Трудолюбивый медведь читать

Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг).
Медведь задумал жить такими же трудами.
Пошел по лесу треск и стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, березника и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не дается ремесло.
Вот идет к мужику он попросить совета
И говорит: "Сосед, что за причина эта?
Деревья-таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?" -
"В том, - отвечал сосед, - Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье".

Мораль басни Трудолюбивый медведь

По излюбленной манере великого баснописца, мораль басни Крылова «Трудолюбивый медведь» сконцентрирована в последних двух строчках. Секрет любого мастерства – терпенье, усидчивость, долгая и старательная работа.

Басня Трудолюбивый медведь - анализ

Образ Мужика – ловкого, искусного профессионала – вызывает справедливое восхищение в Медведе. Ведь все мы в какой-то мере восхищаемся слаженной, размеренной и точной работой любого мастера! В итоге Мишка, прельстившись хорошим доходом Мужика, решает последовать его примеру. Естественно, героя ждет неудача – работа с гнутым деревом весьма сложна и полна нюансов, требует долгих лет обучения. Однако даже по поверхностному анализу басни Крылова «Трудолюбивый медведь» видно, что, в конце концов, Мишка исправился, отбросил ложные амбиции и пришел за советом к Мужику. И последний открыл ему основной принцип своей профессии, да и многих других: в любом уменье главное – терпенье. Лишь после множества вложенных усилий мы можем получить хороший результат.

Лучшие статьи по теме