Все о продуктах питания. Информационный портал
  • Главная
  • Овощи
  • Побасенки для детей короткие с медведем. Стихи про медведей, медведя, медвежонка, медведицу

Побасенки для детей короткие с медведем. Стихи про медведей, медведя, медвежонка, медведицу

В басне Крылова «Трудолюбивый медведь» мы встречаем знакомые всем нам образы: в лице Мужика перед нами предстает трудолюбивый человек, вдумчивый мастер своего дела, а в лице Медведя – нетерпеливый неумеха, который привык решать все проблемы силой.

Басня Трудолюбивый медведь читать

Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг).
Медведь задумал жить такими же трудами.
Пошел по лесу треск и стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, березника и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не дается ремесло.
Вот идет к мужику он попросить совета
И говорит: "Сосед, что за причина эта?
Деревья-таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?" -
"В том, - отвечал сосед, - Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье".

Огромная шотландская деревня с ее бесплодными холмами окружает нас все больше и больше. Незадолго до полудня дорога у подножия Бен-Невиса делает правильный поворот и ведет в овраг. Через несколько сотен метров он вилки. Слева она круто крутится, направо она ведет в густой лес рододендрона, где фиолетовые цветы тут и там. Мы поворачиваем направо и погружаемся в темно-зеленый цвет. Дорога ухабистая и, кажется, не использовалась в течение многих лет. Листовой тоннель скоро станет настоящим туннелем, старым и темным, как могила.

Наши фары шириной всего в несколько метров, поэтому черный - это камень. Вода капает с потолка и летучих мышей начинает танцевать вокруг автомобиля и препятствовать взгляду. Кроме того, нет конца туннеля в поле зрения, и вдруг дорога резко возрастает. Вода идет по всей дороге, и она мчится, как будто мы приближаемся к большому водопаду. Это означает, что батарея разрядится, потому что генератор перестанет работать. Пот бежит по моему лбу при мысли о том, чтобы остаться в этом туннеле.

Мораль басни Трудолюбивый медведь

По излюбленной манере великого баснописца, мораль басни Крылова «Трудолюбивый медведь» сконцентрирована в последних двух строчках. Секрет любого мастерства – терпенье, усидчивость, долгая и старательная работа.

Басня Трудолюбивый медведь - анализ

Образ Мужика – ловкого, искусного профессионала – вызывает справедливое восхищение в Медведе. Ведь все мы в какой-то мере восхищаемся слаженной, размеренной и точной работой любого мастера! В итоге Мишка, прельстившись хорошим доходом Мужика, решает последовать его примеру. Естественно, героя ждет неудача – работа с гнутым деревом весьма сложна и полна нюансов, требует долгих лет обучения. Однако даже по поверхностному анализу басни Крылова «Трудолюбивый медведь» видно, что, в конце концов, Мишка исправился, отбросил ложные амбиции и пришел за советом к Мужику. И последний открыл ему основной принцип своей профессии, да и многих других: в любом уменье главное – терпенье. Лишь после множества вложенных усилий мы можем получить хороший результат.

Он также настолько плотно, что мы не можем открыть двери. Мы все говорим дико и взволнованно о том, что мы должны делать сейчас. Даже машина сейчас замедляется, потому что двигатель получает меньше и меньше дизельного топлива, и первые отсева позволяют машине двигаться взад и вперед по крутой дороге. Когда мы почти остановились, дорога внезапно сплющивается, и мы видим конец туннеля. Снаружи огромный гигантский водопад мчится вокруг папоротниковой рощи направо от дороги в глубины. Кабель управления генератора переменного тока должен вибрировать на неровной гравийной дороге, поскольку он свободно висит в воздухе.

1. - Братцы, братцы! Я медведя поймал!

Так веди его сюда.

Да он не идет.

Ну, так сам иди!

Да он держит меня! Ай!

2. - Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Можно зашить!

Да иглы нет.

А велика ли дыра-то?

Один ворот остался.

Сел да поехал - ах, хорошо!

Обернулся назад –

Одни спицы лежат!

4. – Уж так меня просили, так не пускали…

Как нам повезло, что это было именно так. И теперь мы все понимаем, где мы находимся. Перед нами - цветущая, широкая долина, окруженная горами. Маленькие пастбища направляют поток, питаемый большим водопадом рядом с нами. Дикие лошади пасутся на лугах, а здесь и там есть ослик. В конце дороги есть большой соломенный коттедж с множеством дымоходов на крыше и большой сарай рядом с ним. Птицы чириканье мелодично, и один слышит высокий зов павлина снова и снова. Мы прибыли в рай.

Дети начинают бежать к сараю. И Фил быстро шатается по своим коротеньким ногам. Мы, взрослые, катимся по извилистым дорогам гравийной дороги и останавливаемся перед большой входной дверью загородного дома. Мы входим в просторную недвижимость со старинной прихожей, из которой выходят многие разные двери. Два больших канделябра на потолке свидетельствуют о богатстве, с которым когда-то строился дом. В середине комнаты находится небольшой стол со старой книгой. Аннемари громко прочитала страницу входа: Этот дом открыт для всех, проходя мимо как приют или как место на ночь.

А куда просили?

А куда не пускали?

Да… в хату…

5. – Смотри, помогай нашим!

А какие ж ваши?

А те, что побеждать будут.

6. – Ты пирог съел?

Нет, не я.

А вкусный был?

7. - Акуля, ты что шьешь не оттуля?

Да я, маменька, еще порот буду!

8. Здорово, кума!

На рынке была!

Никак ты, кума, глуха?

Пожалуйста, держите все аккуратно и покидайте комнаты, как вы хотели бы их найти. Мы быстро решили, что хотим остаться здесь на несколько дней. Для Аннемари и Кристиана и Дорита и меня всегда есть спальня в боковых расширениях. И для трех детей, в середине передней части дома находится большая спальня с 4 кроватями, каждая с одной стороны комнаты. Мы энергично встряхиваем красные и белые полосатые одеяла и подушки аккуратно на матрасах открытыми окнами, чтобы удалить пыль, а также сделать одеяла более легкими и более эластичными.

В этот момент дети гуляли в дверь, все набитые животные на буксире. Фил носит большой желтый медведь Нео, который почти в два раза больше его размера. Все трое, добродушные, наваливают своих товарищей по ткани на кровать, снимают обувь и прыгают на нее. Красочный шар добродушных маленьких людей и животных закручивается на кровати в следующий раз. Тем временем мы берем провизию из машины и несем все на большой кухне, которая соединена двойной дверью в Зал. Дорит все еще приносила большие листья извне, чтобы поместить на нее сыр и разрезать хлеб из грецкого ореха.

Купила курицу и петуха.

Прощай, кума.

Пять алтын 1 дала.

9. _ Тит, иди молотить!

Брюхо болит!

Тит, иди щи хлебать!

А где моя большая ложка?

10. – Раздень меня.

Разуй меня,

Уложи меня,

Покрой меня,

Переверни меня,

А там, пои, усну я сам.

11. – Садись, баба, подвезу!

Да нет времени! Идти надо скорей…

Мы вытаскиваем длинный прямоугольный стол из кухни в зал и накрываем его белыми синими покрасками, которые находятся на полках на стенах кухни. Для мальчиков есть рыжий эль, для нас взрослый подарок от Реймса. Стоя вокруг нашего красиво уложенного стола, мы натыкаемся на этот захватывающий день и его прекрасный финал. Фил держит тонкий стакан, удивительно безопасный в руке, и говорит «приветствует» еще несколько раз. Пока на улице становится темно, мы скоро закончим наш обед. Жужжание других двигателей объявляет, что мы неожиданно посетим.

Белоснежный, тонкий двухмоторный самолет бьет пируэт перед нами, включается, а затем летит равномерно рядом с нами. Под кафедрой сидят магараджа и две его прекрасные сестры Ревати и Айлин, с которыми мы с Нео встречались в Марокко. Мы махаем друг другу, и Нео с энтузиазмом визжит, узнавая наших старых друзей. Кристиан душит двигатель, дает махараджи короткую записку, быстро теряя высоту и нежна на большой лужайке, которая также была наша ВПП. С несколькими бутылками прекрасного шампанского от Реймса и Джинджера Але для детей мы быстро соглашаемся с тем, что трое останутся с нами на несколько дней.

12. – Иван, иди работать!

Не могу: ноги болят.

Иван, иди есть.

Бегу Безу. Без меня не начинайте.

13. – Ты что делаешь?

Ничего.

А что он делает?

Да вот мне помогать пришел.

14. –Давай взапуски 2 прясть.

Что за неволя?

А ну взапуски спать!

Давай! Ложись…

Урок 67

У. Откройте в учебниках раздел «Побасенки». Перед вами произведения давно уже известного вам жанра. Можете ли вы сразу определить задачу жанра? Зачем их сочинял народ?

Поскольку уже уже поздно вечером, мы все готовим легкий ужин, в то время как трое новичков переезжают в свои комнаты. В большом счастливом раунде время летит, а маленькие быстро уходят в постель со своими животными. Наш разговор по-прежнему захватывающий и стимулирующий, так как через несколько минут из открытой двери питомника можно услышать мягкие храпы. Вид из комнаты большого загородного дома идет прямо на цветущий цветочный луг, на котором изолированы, древние, гигантские дубы стоят как часовые.

Волки усеченного петушка и кудахтание его стаи цыплят, ищущих пищу среди цветов и трав, пробуждают нас. Погода настолько прекрасна, и наше окружение настолько райское, что мы сберегаем ранний утренний чай и готовимся к дню. Умывальник, унитаз и даже ванна восьмиугольные и аккуратная элегантность. Поскольку мы полностью одиноки в прекрасной долине, мы выставляем окна после душа и запираем их типичными оконными запирающими стержнями. На морду нарисован красный, рваный рот. Ого, дети, это здорово. Самолет определенно из Второй мировой войны, но он в такой хорошей форме, что он, должно быть, использовался до недавнего времени.

Д. Чтобы было смешно, весело.

У. Только для того, чтобы нас развеселить? Или еще для чего-то? Например, какая задача у побасенки про Тита?

Д. Показать, что Тит ленивый. Когда надо работать, он притворяется: «Живот болит».

У. А еще есть побасенки про ленивых?

Д. Есть, и не одна.

Дети читают и комментируют побасенки № 10,12, 13, 14.

Лестница опирается на кафедру. Самолет - шестиместный, и мы оба сидим на передних сиденьях. Нео и Маттео идут к самой спине, где пулеметы контролируются. Поворот основной клавиши на приборной панели показывает, что батареи по-прежнему имеют довольно приличное состояние заряда. Они - настоящее оружие, а не игрушки! Кристиан, Аннемари и Дорит вышли из дома в ужасе и не верят своим глазам. «Если хороший кусок все еще в порядке, мы можем вернуться после раунда», - говорит Кристиан Лейхтин. У меня есть билет, и мне нравится летать с низкопоклонниками.

У. А еще какие-то черты характера видны в побасенках?

Дима. Вот побасенка под № 7. Про Акулю. Акуля - глупая: зачем-то шьет, хотя и знает, что не так шьет, что все равно пороть придется.

Таня. А в побасенке под № 11 глупая баба говорит, что времени у нее нет: «Идти надо скорей». Думает, что пешком быстрее.

Алеша. Герой побасенки под № 5 хитрый и трусливый. Он собирается тем помогать , кто побеждать будет.

Но теперь у нас есть завтрак в первый раз, конечно! Энн Мари берет немного Фил у меня в приемной, а потом мы все сидим за большим столом в зале и дайте нам попробовать яичницу, тосты с маслом и джемом. После завтрака мы оставляем все, быстро чистим зубы, и Дорит берет корзину, полную яблок, как способ поесть. Кристиан уже сидит в кабине и проверяет инструменты. Громкое сцепление реле и жужжание электродвигателя говорят о том, что электрические системы работают.

Христианцы проверяют лифт, хвост и элероны и крики: Теперь иди! Как только у нас будет безопасное разрешение, он нажимает стартеры одним нажатием кнопки. Правый радиальный двигатель запускается немедленно, и из девяти выхлопных труб вырывается небольшое пламя. Через несколько секунд нерегулярные осечки объявляют, что второй двигатель оживает. Христианин маневрирует на лугу под адским шумом. Тяжелый ветер дует Фила с Шнаффельтьером с его руки, и маленький начинает громко кричать. Между тем, христианин прибыл на большой луг и превращает двигатели в максимальную тягу.

Гриша. А в побасенке №4 герой глупый, нахальный - его в хату не пускают, а он все равно туда рвется.
У. Итак, побасенка рассказывает нам о грубых, ленивых, хитрых – то есть о дурных чертах характера людей. Можно было бы гневаться, видя такие черты, а мы смеемся. Почему?

Итог обсуждения. Герои побасенок смешны в своей глупости, лени, хитрости. Побасенка их высмеивает.

Цыплята бегут во всех направлениях, и Кристиан быстро взлетает. Он позволяет машине танцевать в голубом небе и приземляться через несколько минут. Входи, - кричит он и усмехается. Мы поднимаемся по лестнице на свои места, Фил и Аннемари ремедируем и уходим. В мгновение ока мы поднимаемся высоко в воздух и теперь видим с высоты птичьего полета загородный дом в его широкой долине, окруженный цепью зеленых гор. Держись крепче! И он бросает самолет на бок, так что в следующий момент мы перпендикулярны земле.

Цыплята бегут во всех направлениях, и Кристиан быстро взлетает. Он позволяет машине танцевать в голубом небе и приземляться через несколько минут. Входи, - кричит он и усмехается. Мы поднимаемся по лестнице на свои места, Фил и Аннемари ремедируем и уходим. В мгновение ока мы поднимаемся высоко в воздух и теперь видим с высоты птичьего полета загородный дом в его широкой долине, окруженный цепью зеленых гор. Держись крепче! И он бросает самолет на бок, так что в следующий момент мы перпендикулярны земле.

У. Неужели у героев побасенок нет никаких хороших черт?

У. А давайте попробуем побасенку №11 про бабу увидеть по-другому. Представьте себе такую картину. Кто-то едет на телеге, видит - женщина идет по дороге. Может быть, даже с тяжелой ношей. И предлагает подвезти ее. А она отказывается. Вы решили, что она глупая, не соображает, что лошадь быстрее ее довезет, чем она сама дойдет пешком. Так?... А если предположить другое. Что женщина почему-то не хочет , чтобы ее подвозили. Мало ли что! Может быть, ей возница не нравится, а обидеть его она не хочет. Может быть, и нет у нее никакой тяжести, а просто ей охота пешком пройтись. Будет ли тогда ответ героини характеризовать ее как глупую?

Д. Нет.

У. А каков же тогда смысл ее ответа?

Д. Она получается умная. Может, она это шутливо говорит?

У. Можно предположить, что она отшучивается, нарочно смешно отвечает. И выходит, что она даже остроумная. А еще как-нибудь можно объяснить ее ответ?

Д. А может быть, она просто его испугалась.

У. Придется вам уточнить задачу жанра. Как?

Д. Побасенка не только высмеивает дурные черты характера, но и может показать веселый, шутливый характер, остроумного героя. И хитрого – вот в побасенке №6 тот, кто спрашивает «Ты пирог съел?» – он же хитрит и «ловит» съевшего пирог.

У. Оказывается, маленькая побасенка может решать сложные задачи. Откройте заготовку схемы жанра «побасенка» в своих тетрадях (схема 5). А я открою заготовку на доске (открывает). Запишем название жанра «побасенка» и задачу жанра - высмеять дурные черты характера или показать остроумие героя. (Записывают. Окончательный вид схемы см. ниже).

Какую же картину жизни рисует нам побасенка? Какие особенности присущи только ей одной и отличают ее от других жанров? В схеме, например , скороговорки, ничего особенного в картине жизни нет. Она учит произносить звуки , ей подходят самые разные картины, хотя желательно, чтобы они были веселыми. В загадке вообще лишь отдельные признаки предмета, КЖ восстанавливается только тогда, когда знаешь отгадку. Потешка учит жестам, поэтому в картине жизни обязательно нужны были какие-то движения, действия героев. А в побасенке?

Итог обсуждения.

1. Сходство побасенки с потешкой в том, что в обоих жанрах речь идет о действиях. В побасенке: «медведя поймал», «пирог съел», «раздень меня, разуй меня» и т.д.

2. Действия в побасенке и действия в потешке различаются задачами. Потешечным действиям надо учиться, а в побасенке через действия героев мы должны понять их характеры.

3. Особенность действий в побасенке еще и в том, что о них никто не повествует (рассказчика-то нет!), о них говорят сами герои. Картина жизни строится только на основании речи героев, их реплик. Разговор героев называется диалогом , а речь только одного героя - монологом. (Обратить внимание на способ записи прямой речи героев в побасенке.)

У. Запишем в схему: картина жизни - разговор о действиях героев , проявляющий черты их характера. Построение КЖ: - диалог (разговор героев); иногда - монолог (речь одного героя).

Отсутствие речи рассказчика осложняет работу читателя. Почему?

У. Вспомните, что с таким способом построения текста, когда перед нами только слова героев, вы уже имели дело. Такой способ используется в театре, где актеры играют роли героев. Помните, как в прошлом году вы пробовали разыграть побасенку «Тит, иди молотить!»? Из-за отсутствия рассказчика вам даже было трудно определить, сколько героев разговаривают: два или три.

Более того, вы не только не знали, кто этот «другой» (или «другие»), но даже относительно Тита сомневались: мальчик он или мужчина?

И это еще не все. Мы ведь не знаем и того, где этот разговор происходит; видимо, в деревне, но где именно? В избе? На улице?…

Чувствуете, как много надо довообразить читателю самому? Правда, если эту сценку сыграют актеры, то нам будет легче , потому что всю эту трудную работу «довоображения» за зрителя проделают режиссер, художник, актеры.

Попробуем сейчас перевести побасенку №11 про бабу из литературы в театр. Вы уже определили два возможных варианта характера бабы: глупая или остроумная. Конечно, вам надо было бы представить и характер возницы, который предлагает ее подвезти, и место, где они встретились, и есть ли у нее груз или нет, и многое другое. Необходимость всего этого вам, надеюсь, понятна. Но я предлагаю небольшую задачку: попытайтесь только голосом произнести реплику бабы так, чтобы мы, зрители, догадались, глупую бабу вы пытаетесь изобразить или остроумную.

Дети произносят ответную реплику бабы , класс угадывает характер героини. Потом выясняют у «актера», какую героиню он пытался изобразить.

У. А теперь поработаем с текстом побасенки №2 про Федула. Попробуйте парами разыграть этот диалог так, чтобы нам, зрителям, было ясно - каков Федул и каков его собеседник. Прежде чем поднимать руки, подумайте о характерах своих героев. Задача зрителей - понять характер.

Дети парами разыгрывают сценку про Федула. Класс выявляет характеры и оценивает работу «актеров».

Федул может быть глуповатым. А может сам над собой посмеиваться. Он может понимать, что кафтан чинить уже бесполезно, и поэтому подшучивать над возможностью его починки.

Урок 68

У. Продолжим нашу работу с побасенкой. Какие структурные уровни этого жанра вы уже рассмотрели? (Восстанавливает на доске схему по ответам детей.).

Д. Задача жанра - высмеять дурные черты характера или показать остроумие героя. Картина жизни - разговор о действиях героев , проявляющий черты их характеров. Построение КЖ - речь (реплики) героев: 1) диалог (разговор героев) и 2) монолог (речь одного героя).

У. Теперь посмотрим, какими особенностями обладают остальные уровни побасенки. Какой следующий уровень?

Д. Предложение.

У. Есть ли какие-то особенности?

У. Подскажу вам немного. Обратите внимание, что разговор строится из коротких реплик: вопрос - ответ. Следовательно...

Д. Вопросительные и восклицательные предложения.

У. Молодцы. Запишем: предложение - короткие восклицательные и вопросительные (записывают) . А если к кому-то все время обращаются, то на уровне «слово», что можно увидеть?

Д. Слова-обращения: Иван, баба, Федул, Акуля...

У. Отлично. Отнесемся теперь к таким словам: «Здорово, кума!» - вместо «здравствуйте». «Брюхо» - а не «живот», «оттуля» вместо «оттуда», «никак ты глуха», «что за неволя», «взапуски спать», «да нейдет». Это обычные слова или не совсем?

Д. Они грубые, так в книгах не пишут.

У. Слова эти встречаются только в разговорной речи , часто даже в литературный язык не входят. Иногда их называют просторечиями. Как вы думаете, зачем побасенка выбирает именно такие слова?

Д. ...

Итог обсуждения. Побасенка передает обыденную речь простых людей, а простонародные слова делают эту речь более смешной. В потешке тоже были особые слова - с уменьшительно-ласкательным значением. Почему там были ласковые слова, а здесь другие - грубоватые?

Д. Потешка обращается к маленькому ребенку, ее особые слова передают особое отношение - ласку, доброту. А в побасенке другая задача - передать характер взрослого, посмеяться.

У. Следовательно, характер взрослого побасенка передает не только через разговор о действиях, но и через особенности речи, через то, какие именно слова произносит герой. И это очень важно. Запишем: слово - обращение, просторечие (записывают) . Какой следующий уровень?

Д. Звуковой рисунок.

У. Посмотрим, например , побасенку №13 с этой точки зрения.

- Ты что делаешь?

Ничего.

А что он делает?

Да вот, мне помогать пришел.

[ Т Ы Ш Т Ó Д" Э Л А И Ш

Н" И Ч" И В Ó

А Ш Т Ó Ó Н Д" Э Л А И Т

Д А В О Т М Н" Э П А М А Г ÁТ" П Р" И Ш Ó Л ]

Д. Тут есть такие растянутые повторы: [ А И Ш ], [ О-О ], [ А И Т ]. Они помогают представить лень двух героев.

У. Молодцы. Запишем: звуковой рисунок – выразительный повтор звуков. Кстати , эта побасенка интересна еще и тем, что в ней говорят двое, а всего героев-то трое, но у третьего нет слов. И если бы вам пришлось представлять все это на сцене, то актеру, играющему «героя без слов» было бы очень трудно. Ему надо было бы только жестами и мимикой показать зрителям, что он пришел «помогать ничего не делать».

Следующий уровень - ритмический рисунок. Он прозаический или стихотворный?

Д. Кажется, что прозаический.

У. Давайте проверим. Возьмем побасенку №9 про Тита.


- Тит, иди молотить!

Брюхо болит!

Тит, иди щи хлебать!

А где моя большая ложка?















Итог обсуждения. Ритмический рисунок приближается к стихотворному. В основном за счет повтора двусложной группы слогов. Особую выразительность ритм получает из-за последней самой длинной строки, контрастирующей с остальными.

Во многих побасенках ритм организован довольно строго, он лежит как бы на границе прозы и стиха.

К стихотворному ритм приближается благодаря часто встречающимся рифмам, как внутренним:

Акуля! Ты что шьешь не оттуля?

[ К У - Л" А = Т У - Л" А ]

Федул, что губы надул?

[ Д У Л = Д У Л ]

Так и концевым


  • Никак ты, кума, глуха?

  • Купила курицу и петуха.
[ Х Á = Х Á ]

Этому также способствует повтор слов в конце строк: просили = просили , пускали = пускали . Запишем: ритмический рисунок - приближается к стихотворному; рифма - может быть (записывают) .

У. Осталось последнее. Выяснить, какой уровень будет…

Д. … ведущим. Конечно, картина жизни. Ведь главное в побасенке – характеры героев.

У. Верно. Запишем в схему (записывают).

ПОБАСЕНКА


Задача жанра. Высмеять дурные черты характера или показать остроумие героя.
Ведущий уровень
Картина жизни. Разговор о действиях героев , проявляющих черты их характеров.

Построение КЖ. Диалог (разговор героев). Иногда – монолог (речь одного героя).

Предложение. Короткие вопросительные и отрицательные.

Слово. Обращения, просторечия.

Звуковой рисунок. Выразительный повтор звуков.

Ритмический рисунок. Приближается к стихотворному.

Рифма. Может быть.

Учитель предлагает разыграть по ролям некоторые побасенки. Работа проходит аналогично той, которой закончился предыдущий урок.

Задание на дом. Сочинить побасенку.

Лучшие статьи по теме