Все о продуктах питания. Информационный портал
  • Главная
  • Напитки
  • Японская чайная церемония для детей. Японская чайная церемония и их разновидности. Время пить чай – когда проводят церемонию

Японская чайная церемония для детей. Японская чайная церемония и их разновидности. Время пить чай – когда проводят церемонию



Японская чайная церемония как часть национальной культуры. Ее происхождение, смысловое наполнение, сходство с ритуалом. Приготовление напитка и его употребление.

Удивительно, но чайная церемония в Японии совсем не вписывается в тему «Кухни народов мира», или «Национальные традиции застолья». Она является частью японской культуры, выражением ее «души».

Традиция чаепития в Японии насчитывает не одно столетие. Чай, который первоначально привозили из Китая, здесь начали употреблять с VII века. «Проводниками» нового для Японии напитка стали буддийские монахи, которые пили его во время медитаций. Затем он становится любимым напитком японской знати и самураев. Поэтому японская чайная церемония имеет черты обряда, ритуала. Он призван отключить человека от повседневной суеты, дать возможность предаться чистому созерцанию, обрести душевное равновесие и покой.

Чайная церемония в Японии: «идеология» и правила

Все моменты чайного действа обкатывались веками, создавались поколениями знатоков. Мастер Рикю, живший в XVI веке, заложил основные принципы проведения чаепития, которые Япония сохранила до настоящих дней:

  • гармония человека в отношениях с миром;
  • чистота чувств и помыслов;
  • взаимное уважение;
  • безмятежность духа и внешнее спокойствие;

Чайная церемония в Японии наполнена смыслом: место проведения, последовательность действий чайного мастера и гостей, используемые утварь и посуда и, конечно, чай.

Сегодня наиболее известны как лучшие сорта зеленого чая: гекуро, сэнтя, бантя; черного – котя. Чайная церемония в Японии невозможна без матя – порошкообразного чая гекуро.

Символика чайного пути

Прежде чем взять в руки чашку чая, гости должны пройти длинный путь, чтобы освободиться от тревог и забот. Начинается он с прохода через японский сад. То есть через ландшафт, созданный особым образом (пусть даже и на крохотной площади), который символизирует единство камня, воды и зелени деревьев. По пути придется остановиться у каменного сосуда и совершить омовение. Каменистая тропинка приведет к чайному домику, где уже приготовлено все для чайной церемонии.

Символика чайного домика

Главный принцип всего действа – «ваби» - простота и естественность. Поэтому в чайном домике, который представляет из себя крытую соломой деревенскую хижину с глиняными стенами, не должно быть никаких излишеств. Пол устлан циновками (татами), в простом очаге пылает живой огонь. Чай в деревянном ящичке, керамические чашки, металлический котелок или чайник, бамбуковый веничек – вот и все принадлежности для того, чтобы провести японское чаепитие. Украшения отсутствуют, кроме помещенного в нише свитка с философским изречением. В процессе традиционной церемонии положено заменять свиток на композицию из веток и цветов.

Стены чайного домика ограждают от внешнего мира, он является как бы укрытием, местом сосредоточения. Внутри него царит тишина, в которой слышны лишь природные звуки: треск пламени, бульканье кипящей воды. Намеренно низкий вход заставляет наклониться каждого входящего. Так подчеркивается равенство всех участников события.

Пока закипает вода в котелке, гостям предлагается угощение, цель которого – не насытить, а вкусить.

Как выпить чашку чая по-японски: все для чайной церемонии

Непосредственная церемония чаепития начинается, когда хозяин домика, мастер чая, приготовит чашу – одну на всех - густого напитка. Он взбивает бамбуковым веничком порошковый чай в кипятке, пока не появится зеленая пена. Это очень ответственный момент, от мастерства хозяина зависит вкус, плотность и аромат чая. Чай вначале предлагается самому почетному или самому старшему по возрасту гостю. Сделав несколько глотков, он вытирает край чаши бумажной салфеткой и передает ее следующему гостю. По кругу чаша возвращается к хозяину, тем самым символизируя единение собравшихся.

Далее японское чаепитие переходит к следующему этапу. Легкий чай заваривается в отдельных чашках для каждого присутствующего – это сигнал к началу общей беседы. Подаются специальные сладости. Говорить полагается только о том, что у всех на глазах: об изысканной простоте грубых керамических чаш, о вкусе чая, о смысле висящего в нише изречения. Заканчивая церемонию, гости допивают чай и переворачивают чашки вверх дном. Но в классическом варианте финал наступает только тогда, когда хозяин убирается в домике и выносит из него все предметы, которые были задействованы.

Все для чайной церемонии должно иметь налет старины, даже древности. Керамика должна производить впечатление вылепленной вручную на гончарном круге. Ее поверхность искусственно состаривают. Лучше, если металлическая посуда тусклая, даже поцарапанная, с признаками давнего происхождения. Все предметы как бы несут следы времени – это придает глубину эмоциям участников чаепития.

Пришедшая из древности, остающаяся невероятно актуальной и востребованной – такова чайная церемония в Японии.



Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Что может быть лучше чашечки ароматного чая в череде будничных дел? Только чашечка ароматного чая где-нибудь на японских просторах! Итак, сегодня мы с вами погрузимся в атмосферу гармонии и спокойствия, а заодно узнаем все про чаепитие в Японии.

Сегодняшняя статья поведает, почему приготовление чая для японцев – настоящее искусство, как оно пришло на их родину, в каких случаях проводятся церемонии, где проходят чайные мистерии. Также вы узнаете, как называются все эти многочисленные чашечки и чайники, как мастер чайного ритуала воплощает свои таланты. Ответы на эти вопросы и другие интересные факты – в статье ниже.

Путь чая

Японская чайная церемония носит название «садо » или «тядо » и значит «путь чая», «чайное искусство». И это совсем не преувеличение – чтобы овладеть искусством, будущие мастера учатся долгое время, постигают все тонкости, связанные с чаем.

Чайная церемония – это традиционный японский ритуал, который отличается необычайной эстетикой и сложностью. Его можно назвать таинством, происходящим между участниками, особой формой общения и единением душ.

Во время чаепития люди наслаждаются эстетикой окружающего мира, неспешно беседуют, отдыхают и наполняются гармонией. Ритуал проходит в особом помещении и следует строгим правилам, которые остаются неизменными многие века.

Сегодня в Японии существует больше пятидесяти крупных школ, обучающих мастерству чайной церемонии. Они распространились по всему миру – их представительства имеются в двадцати государствах, в том числе в России.

На японские земли традиция пить чай пришла с материка, а точнее, из Китая, где люди испокон веков ценили терпкий вкус напитка и выращивали целые плантации. Но в то время как жители Китая вкладывали в ритуал принципы , японцы отождествляли его с , поэтому церемонии здесь проходили просто, естественно, в спокойной атмосфере.

Японское ритуальное чаепитие придерживается нескольких правил:

  • почтение и взаимное уважение гостей и мастера;
  • чувство гармонии во всем: как в используемых предметах, так и в мироощущении действующих лиц;
  • спокойное, безмятежное расположение духа;
  • чистые помыслы, действия, ощущения.

Исторический экскурс

Судя по историческим справкам, чай достиг японских берегов приблизительно в 7-8 столетии. Его привезли буддийские монахи из Китая, которые сделали чаепитие частью практики.


Буддийское учение распространялось, а с ним – его традиции. Буддисты пили чай во время медитативных практик, даровали в качестве подношений. Так привычка пить чай укоренилась среди адептов буддизма.

В 12 столетии монах Эйсай подарил правителю Минамото книгу, которая рассказывала о пользе чая для здоровой и долгой жизни – обряд чаепития начал распространяться в придворных кругах. Веком позже чайные церемонии стали популярны среди самураев. Они отличались пышностью и ритуальностью.

Постепенно чай перестал быть исключительно напитком монахов – он набирал обороты среди аристократов. Они проводили настоящие турниры, в ходе которых проводилась дегустация разных видов чая, и участникам нужно было отгадать, что это за сорт и откуда он привезен.

Элемент игры перерос в безумное торжество и веселье – сотни мужчин и женщин принимали ванны – так называемые фуро – наполненные чаем, который оттуда же и пили. Все действо заканчивалось фуршетами с огромным количеством угощений и сакэ. В тот момент люди думали о лечебных свойствах чая в последнюю очередь.


Чайная церемония в Японии. Гравюра

Простому населению, жителям городов и земледельцам, чаепитие также пришлись по вкусу. Ритуалы были более скромными, нежели среди знати, но помогали отдохнуть в перерыве между тяжелым трудом, насладиться моментом и побеседовать на отвлеченные темы. Все элементы – принятие чайных фуро, строгие правила турниров, скромность церемоний обычных людей – позже сложились в единый ритуал, который теперь считается классикой.

Наибольшего развития чайное искусство достигло в XVI-XVIII века. Оно связано в первую очередь с именем Дзёо Такэно, придумавшим особое сооружение – чайный дом – тясицу , отличающийся скромностью и простотой.

Позже его ученик Сэн-но Рикю в дополнение к тясицу создал сад, а также тропинку, вымощенную из камня – родзи. Вместе с тем он определил этикет: когда и о чем вести разговор, как мастер должен проводить церемонию и наполнять гостей гармонией изнутри. Также Рикю ввел традиционную посуду, и чайная церемония стала отличаться не напускной, внешней красотой, а внутренней, скрытой в мягких цветах и приглушенных звуках.


Сен-но Рикю (1522-12.04.1591). Один из основоположников японской чайной церемонии

Чаепитиями стали увлекаться все японцы: от бедных слоев населения до императорской семьи. К 18-му столетию появилась сеть школ, обучавших чайному мастерству. Руководили ими иэмото – они помогали освоить ученикам искусство, учили всем нюансам: разбираться в сортах чая, правильно его заваривать, вести непринужденные беседы, создавать в компании дружественную и гармоничную обстановку.

Виды чаепитий

У японцев есть много поводов, чтобы собраться на чайную церемонию:

  • ночь – церемония проходит при лунном свете, гости собираются около 12 часов ночи, а расходятся до рассвета – до 4 часов;
  • восход – приблизительно с 3-4 часов до 6;
  • утро – с 6 часов, чаепитие проходит в жаркое время года, когда утром еще можно насладиться прохладой и неспешной беседой перед рабочим днем;
  • послеобеденное время – завершает обеденную трапезу, к чаю могут подаваться сладости;
  • вечер – чаем заканчивается трудовой день, приблизительно в 18 часов;
  • особый случай – это может быть любой праздник, такой как свадьба, рождение ребенка, день рождения или просто повод собраться с друзьями. Это особая церемония, которая носит название «риндзитяною » – люди специально приглашают чайного мастера, обладающего опытом проведения ритуалов.

Место для чаепития

Чаепитие проводится на особой территории. В идеале это сад, в нем тропинка ведет к дому – здесь проводится сама церемония.


В современных реалиях у японцев часто нет возможности обзавестись собственным садом, поэтому местом проведения нередко выступают обычные помещения, отдельные комнаты или даже просто небольшой столик .

Сад – тянива

Он обычно огорожен забором, а перед входом стоят ворота. За воротами гости могут оставить личные вещи и переобуться. Тянива обычно небольшой, но очень уютный. Здесь царит атмосфера спокойствия и приглушенной эстетики.

Вечнозеленые растения, высаженные на территории, ограждают сад от ярких солнечных лучей. Повсюду встречаются камни, поросшие мхом, и декоративные фонари. Вечером и ночью они неярко святят гостям, провожая их к сказочной мистерии.

Тропинка – родзи

Буквально название по-японски звучит как «дорога, окропленная росой». Обычно родзи вымощена природными камнями и напоминает тропу, петляющую между холмами.


Ее исполнение, размеры и форма ограничены лишь фантазией архитектора. В конце тропинки, перед самим домиком, стоит колодец, где гости могут совершить ритуальное омовение.

Дом – тясицу

Домик для чаепитий скромный и маленький, состоит всего из одной комнаты с шестью-восемью окошками. Они находятся довольно высоко, чтобы вид из окна не отвлекал от происходящего ритуала, а только пропускал рассеянные солнечные лучи.

Вход в тясицу низок и узок – такая хитрая конструкция заставляет поклониться, нагнувшись, всем присутствующим в комнате, независимо от их статуса в обществе. Во времена самураев узкий проход не позволял им входить в дом с оружием, воины были вынуждены оставлять его снаружи.

Домик обставляется очень просто: татами на полу, очаг в центре, а также стенная полка – токонома . На ней хранятся благовония, цветочная композиция и свиток, где написано изречение, подготовленное мастером специально для участников.


Подача

Напиток подается в специальной посуде – деревянной, бамбуковой, керамической или медной. Она не должна быть вычурной, наоборот, стараются использовать старую или специально состаренную посуду, чтобы показать дань традициям. Но главное правило – все предметы должны быть чистыми и гармонировать между собой.

В ходе чаепития используют несколько предметов:

  • тябако – коробка, в которую насыпают чай;
  • тягама – сосуд, в котором нагревается вода;
  • тяван – чаша больших размеров, откуда все гости пьют чай во время первого круга;
  • хишаку, или чаван – небольшие чашки для каждого гостя;
  • тясака – бамбуковая ложечка для насыпания чая;
  • кобукуса – ткань, на которой подают чашки с чаем.


Гостей на чаепитие приглашают заранее, обычно пять человек. Приглашенные тщательно готовятся к церемонии, надевают специальную одежду, например шелковые кимоно.

Хозяин, он же мастер, приветствует всех присутствующих поклоном и угощает сладостями – кайсэки . Когда вода вскипит и немного остынет, он начинает готовить густоватый чай – маття . Остальные молча наблюдают за этим действом, перехватывают взглядом каждое движение.

Затем в тяване приготовленный чай передается по кругу, начиная с самого главного гостя. Каждый понемногу отпивает из общей чашки и передает другому, выражая тем самым доверие всем участникам.

После этого мастер наливает чай в индивидуальные чаваны, и гости наслаждаются неповторимым вкусом и густотой чая, ненавязчивым разговором и чувством спокойствия и тепла, разливающегося по всему телу.


В конце церемонии хозяин извиняется, кланяется гостям и покидает комнату. Это значит, что чаепитие закончилось.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам непременно поучаствовать в чайной церемонии в лучших японских традициях.

Если вам понравилась наша статья, делитесь ей в социальных сетях, ставьте лайки, подписывайтесь на рассылку блога – впереди еще много интересного. До встречи!

Японцы пьют в основном зеленый чай, реже - желтый. Желтые чаи заваривают по-китайски, в гайвани, настаивая не более 2 минут. Зеленые чаи пьют и в обычном, листовом виде, и в виде порошка. Во втором случае чайные листья перед завариванием перетираются в фарфоровой ступке. Нормальным количеством заварки на 200 г воды считается 1 чайная ложка порошка (или 1,5-2 ложки листового чая). Чай заваривают в фарфоровых шаровидных чайниках, нередко, по китайскому обычаю, с ситечками для заварки. Температура воды для заваривания чая не превышает 60°C, время заваривания не превышает 4 минут. В таких условиях чай не может полностью экстрактироваться, но зато в напитке сохраняется максимум аромата, который более всего и ценят в нем японцы. Чай имеет слабый, бледно-зеленый цвет. Японские чашки обычно не имеют ручек и очень малы - их объем не превышает 50 мл. Чай из них пьют очень медленно, маленькими глотками, без сахара или иных добавок.

Чай в Японии сопровождает каждый прием пищи. Его пьют перед едой и после еды, обычно им запивают рис. Кроме повседневного чаепития, чай пьют во время японской чайной церемонии. В таких случаях готовится особый, церемониальный чай. Листья растираются в мельчайший порошок, который заваривается из расчета приблизительно 100 г чая на 500 мл воды. Полученный напиток имеет консистенцию жидкой сметаны, он очень терпкий и чрезвычайно ароматный.

В отличие от китайцев, считающих, что чай можно пить только горячим, японцы охотно пьют также холодный зеленый чай.

Японская чайная церемония

Чайная церемония(яп. - тя-но ю) - специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.

История

По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII-VIII векам нашей эры. Чай был завезен в Японию с материка. Считается, что его завезли буддийские монахи, для которых чай был особым напитком - его пили во время медитаций и подносили Будде. По мере того, как дзен-буддизм распространялся в Японии, а священники начинали оказывать все большее влияние на культурную и политическую жизнь страны, распространялось и потребление чая. В XII веке монах Эйсай способствовал введению питья чая при дворе, представив сегуну Минамото но Санэтомо книгу «Кисса Едзеки» о сохранении здоровья с помощью чая. К XIII веку питье чая стало обычным делом у сословия самураев. Со временем из монастырей в аристократическую среду проникла практика «чайных турниров» - собраний, на которых дегустировалось большое количество сортов чая и от участников требовалось по вкусу чая определить его сорт и происхождение. В простом народе, среди крестьян и горожан также вошло в традицию чаепитие, но проходило оно гораздо скромнее, чем у знати, и представляло собой просто собрание для совместного употребления напитка за неторопливой беседой.

По образцу китайской сунской чайной церемонии японские монахи сформировали собственный ритуал совместного потребления чая. Первоначальная форма ритуала была разработана и введена монахом Дае (1236-1308). У Дае обучились первые чайные мастера - также монахи. Веком позже священник Иккю Содзюн (1394-1481), настоятель храмового комплекса Дайтокудзи в Киото, обучил чайной церемонии своего ученика Мурата Дзюко (Сюко). Последний развил и преобразовал чайную церемонию, и обучил ее проведению сегуна Асикага Есимицу, дав, таким образом, традиции «путевку в жизнь» - как и в большинстве стран, в Японии все, что принималось в обычай у правителя, тут же входило в моду у подданных.

Мурата следовал положенной в основе церемонии идее «ваби» - стремлению к простоте и естественности, отчасти, в противоположность пышности и роскоши самурайских «чайных турниров». Он объединил четыре основных принципа чайной церемонии: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»). Дальнейшее развитие чайной церемонии обеспечил Дзео Такэно (1502-1555). Он начал использовать для церемонии специальное строение - чайный домик (тясицу), которому, в соответствии с принципом «ваби», был придан вид крестьянского дома с соломенной крышей. Он же ввел в употребление в церемонии керамическую посуду грубой работы.

Ученик Дзео Такэно, выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522-1591), доработал чайный домик и ввел в практику создание сада (тянива) и каменной дорожки (родзи), ведущей через сад к домику. Сэн-но Рикю формализовал этикет церемонии, последовательность действий участников и даже определил, какие беседы должны вестись в какой момент церемонии, чтобы создавать настроение спокойствия, отхода от забот и стремления к истине и красоте. Нововведения, сделанные Рикю, придали новое значение «саби» - принципу изысканности и красоты, также воплощенному в чайной церемонии. Обстановка церемонии направлялась на то, чтобы показать не явную, яркую, бросающуюся в глаза, а скрытую красоту, таящуюся в простых вещах, неярких красках и тихих звуках. Таким образом, к XVI веку чайная церемония из простого коллективного чаепития превратилась в мини-спектакль, который в целом рассматривался как одна из форм духовной практики и в котором каждая деталь, каждый предмет, каждое действие имели символический смысл. Японцы говорят, что «чайная церемония - искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».

Судьба Сэн-но Рикю сложилась трагически: его эстетические принципы входили в противоречие с вкусами Тоетоми Хидэеси, предпочитавшего пышные, богатые приемы и драгоценную чайную утварь (для него в 1585 году была даже построена огон тясицу - чайная комната, покрытая золотой фольгой, все чайные принадлежности в которой были из чистого золота), и в 1591 году чайный мастер был вынужден по приказу повелителя совершить ритуальное самоубийство. Тем не менее, чайная церемония развивалась в русле принципов, выработанных Сэн-но Рикю, и ведущей школой чайной церемонии стала основанная им школа Сэнкэ. Большую роль в укреплении позиций школы сыграл внук Рикю, Сэн Сотан (1578-1658), ставший третьим по счету иэмото школы. Сыновья Сэна Сотана возглавили три ветви школы Сэнкэ: Омотэ Сэнкэ, Ура Сэнкэ и Мусянокодзи Сэнкэ.

Чайная церемония распространилась во всех слоях японского общества. К началу XVIII века в Японии сформировалась целая система чайных школ, впрочем, все они были ответвлениями школы Сэнкэ. Во главе каждой школы стоял иэмото - руководитель и старший из чайных мастеров, который управлял школой и аттестовал мастеров, прошедших в ней обучение. Главной задачей иэмото считалось поддержание неизменности канонизированной традиции чайной церемонии. В школах был разработан необходимый комплекс упражнений, предназначенный для выработки навыков чайного мастера. Естественно, там обучались всему, что связано с организацией и оформлением церемонии, с приготовлением чая, с поддержанием подобающей беседы и созданием нужного настроения.

Чайная церемония в Японии это особый ритуал, ведущий свое начало из средних веков и почитаемый по сей день.

Создали чайную церемонию монахи-буддисты, и вскоре она стала неотъемлимой частью японской культуры, прославив ее на весь мир.

Японская чайная церемония

В общих чертах чайная церемония является протекающей по определенным правилам встречей чайного мастера и его гостей для коллективного отдыха, созерцания красоты, скрытой в обычных вещах, разговоров, во время которых происходило чаепитие. Церемония проводится в специфически обставленном помещении и представляет собой действия, осуществляемые в определенном порядке.

Чайная церемония фото

Как проводить чайную церемонию

Перед началом таинства гости располагаются в помещении, где им подносятся маленькие чашки с кипятком, для того, чтобы вызвать у гостей предвкушение последующей церемонии как прекрасного и уютного события.

Затем гости идут через чайный сад тянива к чайному домику тясицу по покрытой камнями дорожке родзи, которая выглядит как горная тропинка и создает ощущение природной естественности. Этот переход имеет особый смысл - уход от жизненной суеты, мелких забот, волнений и несчастий.

Смотря на сад, участники церемонии предрасполагаются к духовному созерцанию и очищают мысли от повседневных забот.

Когда гости доходят до чайного домика, к ним выходит хозяин. По окончании спокойного, умеренного приветствия посетители идут к стоящему рядом колодцу и проводят церемонию омовения. Вода черпается небольшим ковшиком с длинной ручкой, участник церемонии омывает лицо, руки, полоскает рот, затем моет ручку черпака. Церемония омовения означает установление телесной и духовной чистоты.

Затем гости через маленький вход, обозначающий край обыденного, суетного мира, входят в чайный домик и разуваются. Маленькие размеры входа заставляют согнуться гостей, что обозначает их равенство на момент проведения церемонии - поклониться должен любой человек, вне зависимости от происхождения, денежного достатка или занимаемой должности.

Искусство чайной церемонии в Японии

Перед визитом участников чаепития хозяин разжигает огонь в очаге, ставит над ним котел с водой и размещает в специальной нише рядом с входом токоному (свиток с высказыванием, которое задает тематику церемонии), букет цветов и курильницу.

Фото токонома

Войдя в домик после гостей, хозяин отвешивает поклон и садится рядом с очагом, напротив остальных участников церемонии. Недалеко от хозяина находятся нужные для проведения чаепития предметы: деревянный ларец с чаем, чаша и мешалка из бамбука. Перед чаепитием, гостям подносится кайсэки - простая, некалорийная но изысканная еда, которая не насытит, но снимет чувство голода. Слово «кайсэки» происходит от нагретого камня, который в древние времена буддийские монахи клали за пазуху для смягчения голода. Перед самим чаепитием раздаются «омогаси» - сладости к чаю.

По окончании приема пищи участники церемонии ненадолго покидают чайный домик, чтобы прогуляться по саду перед основной церемонией пития чая. Пока гости находятся снаружи, хозяин вместо свитка кладет в токоному тябану – эстетический букет из цветов или веток. Эта композиция основывается на правиле единства контрастов, к примеру, это может быть сосновая ветвь, олицетворяющая надежность и прочность, рядом с цветком камелии, который обозначает чувствительность и хрупкость.

После возвращения участников в домик наступает основная часть церемонии – приготовление хозяином и питьё густого порошкового зелёного чая. Приготовление чая проходит в абсолютной тишине. Все действия и движения хозяина точно проработаны и размеренны, мастер движется в ритм с дыханием, гости сосредоточенно наблюдают за таинством, слушая звуки закипающей воды и потрескивание горящего очага. Это наиболее медитативный этап чайной церемонии. Чай засыпается в грубую керамическую чашу, затем она наполняется кипятком, и чай перемешивается бамбуковой мешалкой до полного приготовления.

Посуда для японской чайной церемонии фото

Хозяин поклоняется участникам церемонии и передает чашу с густым чаем старшему гостю. Гость кладёт на левую ладонь шёлковый платок фукуса, берет чашу правой рукой, ставит её на левую ладонь и делает глоток чая. После этого он опускает фукуса на циновку, вытирает края чаши и отдает ее следующему по порядку. Каждый гость подобным образом отпивает чай.

Питье чая из общей чаши олицетворяет единение участников церемонии. Когда гости опустошат чашу, она вновь пойдет по рукам пустая, чтобы каждый тщательно оглядел чашу, познал её очертания, вновь ощутил в руке.

Затем хозяин приготавливает лёгкий чай для каждого участника чаепития в отдельных маленьких чашках. Наступает время беседы, темой которой становится надпись на свитке в токонома, изящество композиции из цветов, чаша для чая, приготовленный мастером чай.

После окончания разговоров хозяин, просит прощения и уходит из чайного домика, обозначая этим окончание церемонии. Гости в последний раз оглядывают убранство, символику и утварь, используемую для приготовления чая, цветы в токонома, раскрывшиеся в конце чаепития и символизирующие время, проведенное гостями совместно.

Когда гости выходят из чайного домика, хозяин стоит рядом со входом и молча поклоняется покидающим церемонию. Затем хозяин какое-то время находится в чайном домике, мысленно возвращаясь к минувшему чаепитию и думая о чувствах, вызванных им. После мастер выносит посуду, убирает цветочную композицию, чистит татами и покидает чайный домик.

Чайная церемония в Японии видео

Интересное видео о японской чайной церемонии с комментариями переводчика.

Жанр статьи - Культура Японии

Японское чаепитие – это не просто традиция, это целый ритуал , который люди постигают многие годы в специальных школах. Смысл японского чаепития заключается, главным образом, не в дегустации напитка — это больше похоже на медитацию и попытку обрести гармонию не только в себе, но и с другими людьми. Сегодня рядовой японец может назвать следующие сорт чая: гекуро (наивысший сорт зеленого чая), сэнтя (высший сорт зеленого чая), бантя – зеленый чай более низкого качества, кукитя – низший сорт зеленого чая, который пьют только холодным, котя – все многообразие видов черного чая, и наконец, матя – стертый в порошок гекуро, который используется, как правило, в чайной церемонии.

Японская чайная церемония уходит своими истоками в VIII век, когда китайский чай был впервые привезен в страну восходящего солнца. Позже, в XIII веке чаепитие начало приобретать церемониальные черты благодаря активно распространявшемуся в то время дзен буддизму, пока двумя столетиями позже монах Сюко не оформил эти черты в особые принципы. По его мнению, чайная церемония должна была быть максимально естественной и простой, то же касалось убранства дома и использованной утвари, а отношения между хозяином и гостем должны быть сведены к взаимному пониманию без слов.

Он оставил после себя основные правила чайной философии:

  • гармония, единение человека с миром, ничто не должно нарушать атмосферу чайной церемонии, нет здесь ни одного лишнего предмета или цвета.
  • Почтительность, взаимоуважение, преодолевание в себе чувства превосходства над другими
  • Чистота в чувствах и мыслях,
  • Спокойствие, уравновешенность, безмятежность в душе и на лице.

Церемония по сути является формальной встречей мастера и его гостей не только для распития чая, но и светской беседы и отдыха. Церемонию нельзя проводить в обычном доме – действо должно разворачиваться в особом домике для чаепития, который называется тясицу. Тясицу воплощает в себе основу чайной церемонии - естественность и простоту, поэтому эти домики состоят обычно из одной комнаты с несколькими окнами, простыми глиняными стенами и бронзовым очагом. Посуда, используемая во время ритуала, также отличается простотой: простые керамические чаши, потемневший медный чайник, ящик для заварки, бамбуковые ложки.

Сама церемония чаепития проходит в несколько этапов: сначала гости собираются и готовятся к ритуалу, проходя по каменной дорожке через чайный сад к чайному домику. На пути к тясицу гости созерцают причудливые камни и растения и настраиваются на особый лад. После этого гости умываются и переступают через порог тясицу, предварительно сняв обувь. Хозяин, проследовав за гостями, угощает своих посетителей легкими и красивыми закусками, после чего гости снова покидают домик, чтобы немножко погулять и подготовиться к самому важному элементу церемонии. По возвращении всех начинается заваривание зеленого чая. После долгого ритуального приготовления гости наконец начинают пить чай, беседуя с хозяином о прекрасном: о красоте цветочной композиции, изречении, написанном на специальном свитке, о чаше с чаем и, наконец, о самом чае. Весь этот ритуал как ничто другое отражает японский характер и отношение к жизни. Поэтому, будучи в Японии, обязательно посетите традиционную чайную церемонию и прочувствуйте дзен на себе.

Лучшие статьи по теме