Все о продуктах питания. Информационный портал
  • Главная
  • Травы
  • Постный поминальный обед на 40 дней. Поминальная трапеза

Постный поминальный обед на 40 дней. Поминальная трапеза

Православие считает сороковой день после похорон крайне важной датой, такой же, как и девятый. Принятые каноны христианской веры говорят, что именно в этот день душа, упокоившегося получает ответ о том, где она проведет вечность. Считается, что 40 дней душа еще находиться на земле, но после этого дня навсегда ее покидает и перемещается в отведенное ей место.

Поминки на 40 дней после смерти - это обязательное мероприятие, которое следует провести правильно.

Как относиться верующему к смерти

В Древнем мире не было такого понятие как День Рождения, и люди не отмечали эту дату. Существует теория, согласно которой именно по этой причине время рождения Иисуса Христа не было точно обозначена. Но гораздо важнее была другая дата - момент смерти, когда дух встречался с Творцом.

Древние люди верили в загробный мир, поэтому вся их жизнь была приготовлением к этому переходу. Сегодняшние христиане точно также верят в переход в иную жизнь, через Жертву Иисуса Христа, поэтому верующие не должны бояться смерти, ведь это лишь момент встречи с Богом.

Поминки на 40 день после смерти - это празднование этого перехода, после сорокадневной подготовки души к этому.

Важные статьи:

Большинство христианских конфессий считают, что после покидание душой тела, уже нельзя ничего сделать, чтобы повлиять на вечную жизнь, а тем более принести Творцу покаяние. Однако, после этого сохраняются эмоции и воспоминания, так что человек все осознает.

Совет! Таким образом, смерть - это переход духа из тела в иной мир, где он пожинает плоды своих земных поступков. Именно поэтому ее не стоит бояться и верующие тем более не должны испытывать ужас, но каждый должен приготовиться, совершая добрые поступки и творя милостыню.

Панихида

Почему 40 дней и что за это время происходит

Почему эта дата так важна и почему именно такое количество суток?

Этого точно никто не знает. Но именно православная вера имеет уникальный взгляд на загробную жизнь и верит в то, что молитва на сороковые сутки может повлиять на приговор, который Бог наш вынесет душе.

Отсчет ведется со дня смерти, т.е. он считается первым днем, независимо от времени, которое зафиксировано врачами или близкими, даже если человек умер вечером. Так же определяется и Обе даты, вместе с днем упокоения, считаются поминальными, т.е. в эти даты принято вспоминать умершего. Христианина вспоминают молитвой, церковной и домашней, а также обедом и милостыней.

Статьи по теме:

Предание говорят, что 40 дней - это то время, которое необходимо для приготовления души к принятию Божественного дара от Отца Небесного. Именно это число неоднократно встречается в Библии:

  • сорок дней постился Моисей перед беседой с Яхве на Синае, во время которой ему были дарованы 10 заповедей;
  • через 40 дней после смерти Христос вознесся (что особенно важно);
  • 40 лет длился поход евреев в землю обетованную.

Богословы учли все эти факты и приняли решение, что 40 суток необходимо душе, чтобы получить решение от Отца Небесного о том, где она будет проводить вечность. А в это время за нее молится церковь и близкие, пытаясь упросить Творца о милости и об очищении умершего от грехов.

Что происходит в это время? Душа странствует: в первые девять дней она поклоняется Богу, на девятые сутки ангелы показывают ей ад, а на 40 день Отец Небесный озвучивает ей приговор. За это время упокоившемуся духу предстоит выдержать самое страшное испытание - побывать в аду и посмотреть, как мучаются грешники. Именно это испытание помогают выдержать молитвы церкви и Ангел-Хранитель.

Важно просить церковь молится за усопшего, поэтому стоит в храме заказать службы:

  • панихиды.

Но намного важнее родственникам и близким искренне и горячо просить у Господа милости для покойного. Кроме того, можно читать молебен Святому Уару за упокой души.

Молебен Святому Уару

«О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь».

Икона мученика Уара

Порядок проведения: правила поминок

На сороковые сутки дух умершего возвращается домой на сутки и после этого навсегда покидает землю. Предания говорят, что если дух не застанет поминок по себе, то будет всю вечность мучиться, поэтому обязательно в этот день стоит накрыть стол и собраться, чтобы вспомнить умершего, но сделать это надо правильно.

  1. Молиться: в этот день, все 40 суток и в дальнейшем вспоминать усопшего;
  2. Привезти священника на могилу для совершения службы или заказать молебен в храме;
  3. Заказывая панихиду, необходимо отказаться от какого-либо своего греха, для собственной пользы и для утешения души покойного;
  4. Совершить пожертвование в храм;
  5. Собрать за общим столом всех, кто является близкими покойному и православными христианами;
  6. Приготовить специальные блюда;
  7. Не петь песни.

Поминки - это не гуляние и не праздник, это момент скорби и прошения. Крайне неуместно пить алкогольные напитки в это время, петь песни или слушать музыку. Они проходят в течение 1-2 часов, когда верующие вспоминают ушедшего и молятся о нем.

Поэтому важно, чтобы на обеде были только христиане, которые смогут разделить это время скорби с семьей и поддержать их духовно.

Что готовить

Трапеза простая, тем более, если идет общецерковный пост. Даже если поста нет, то следует избегать мясной пищи и ни в коем случае не жертвовать ее в храм.

Обед можно устраивать как дома, так и в кафе. Если же умерший был постоянным прихожанином, священник может разрешить провести поминовение в церковном доме после окончания панихиды. Обед является продолжением обряда богослужения, поэтому проходить он должен достойно.

Существует ряд блюд, которые с давних времен готовились на подобные обеды. Они отличаются простой и сытностью.

Обязательным блюдом считается , которую готовят в большой кастрюле, и рыба, которую можно подавать в любом виде. Не приветствуется на столах мясо в печеном виде или жареном. Делать трапезу надо максимально постной, чтобы принести пользу не только духу, но и телу.

Кроме кутьи и рыбы, на стол можно поставить:

  • блины сдобные;
  • рыбные бутерброды (со шпротами или селедкой);
  • овощные салаты: из свеклы с чесноком, винегрет, селедку под шубой, оливье;
  • котлеты: обычные мясные или с начинкой из грибов и сыра;
  • фаршированный рисом и мясо перец;
  • заливное из рыбы;
  • постные голубцы (начинка из овощей и грибов с рисом);
  • печеная рыба;
  • пироги: рыбные, капустные, рисовые, грибные, картофельные или сладкие (шарлотка).

Также есть ряд напитков, которые должны быть на поминальном столе:

  • квас;
  • лимонады;
  • сбитень;
  • морс и сок;
  • кисель: можно варить как из ягод, так и из овсяной крупы.
Важно! Обязательно надо помнить о том, что церковь запрещает распивать алкогольные напитки на подобных мероприятиях, как и оставлять водку на могиле покойного. Во время обеда вспоминают умершего, а вместе с ним и прочих усопших родственников и близких.

Поминальная трапеза

Поминальная речь

На подобных трапезах обязательно надо произнести речь, по окончании которой усопшего все должны почтить минутой молчания.

Лучше всего, если будет распорядитель, кто-то приближенный к семье, но контролирующий свои эмоции и сохраняющий трезвость рассудка. В его обязанности будет входить не только контроль за приготовлением к встрече (контроль за персоналом, если мероприятие будет в кафе), но и предоставление слова родным.

Обычно каждый из семьи старается сказать что-либо об усопшем. И распорядитель контролирует время слова и очередность (первыми должны быть близкие родственники - супруг, родители или дети и т.д.

Скорбь вполне ожидаема на таком мероприятии, поэтому распорядитель должен подготовиться и вовремя отвлекать внимание от заплакавшего человека на себя. Стоит помнить, что человек не умер навсегда, но перешел в лучшую жизнь и этот факт можно напоминать в особенно скорбные моменты.

Важно! Если на трапезу позвали батюшку, то он обязательно должен отслужить молебен и сказать проповедь. Если же воспоминание проходит в малом кругу, то все собравшиеся должны помолиться о умершем и, по возможности, прочитать самостоятельно панихиду или молебен. В это время рекомендуется зажечь церковные свечи.

О чем говорить в такой речи? Человека вдруг не стало и будет уместно вспомнить каким он был, его добрые дела и отличительные качества. Не стоит вспоминать обиды и распри, если они оставили обиду в сердце, это лучшее время, чтобы сказать о прощении. Вспоминать человека необходимо только с хорошей стороны, описать какие-то совместные дела, вспомнить веселый случай или особенно трогательный.

Поминальная речь - это речь грустная, но не тоскливая. Человек не перестал существовать, просто теперь он в другом виде и мире.

Кого не поминают

  • самоубийц;
  • умерших в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Важно! Если человек самостоятельно принял решение пренебречь главным Божьим даром - жизнью, то Церковь не вправе его поминать как верующего. За таких людей можно молиться в личном порядке и творить милостыню в память о них, но молебны по ним не служат.

Обычно возникают вопросы, служит ли церковь молебны об умерших младенцах, и на него отвечает правящий архиерей: молиться за малыша обязательно следует, независимо от возраста или причины смерти. Считается, что Господь, забирая детей, оберегает их от тяжелой судьбы во взрослом возрасте.

Родителям крайне важно со смирением принять Его волю и молиться за свое чадо.

Милостыни

Традиция Православной церкви говорит, что христианам на 40 день следует разобрать вещи покойного и раздать их нуждающимся.

При этом прося, чтобы люди молились за него и просила Господа даровать ему вечную жизнь в раю. Это доброе деяние, которое также может повлиять на конечное решение Господа Бога о духе умершего.

Оставлять семье можно личные вещи и те, которые ценны как память о ушедшем. Если нет рядом нуждающегося человека, то вещи можно отнести в храм и оставить священник, который найдет им нового хозяина.

Важно! Милостыня - это доброе деяние, которое, как и молитва, отражается на вечной жизни усопшего.

Посмотрите видео о поминках

Смерть родственника всегда беда и боль. Поэтому о правилах проведения церемоний близкие, как правило, думают в последнюю очередь. В народе существовал обычай, живой и поныне. Когда в семье случается горе, приходят соседи, знакомые, дальние и близкие родственники. Кто-то из них берет «бразды правления» в свои руки. Обычно, это женщины старшего возраста, являющиеся знатоками обрядов и традиций.

Традиционные блюда для поминок

Поминки — древняя традиция. Она заключена в том, что народ, помогающий при погребении, необходимо накормить. То есть, смысл не в застолье, а в еде. Люди, не знакомые с традициями, стараются устроить из поминок настоящее застолье. Готовят разносолы, стремятся сделать меню многообразным, «дорогим». Это неправильно.

Суть в том, чтобы просто и сытно накормить людей. Поминки – это обед. Он должен состоять из трех блюд. Приблизительно так:

  • первое (обычно, борщ);
  • второе блюдо;
  • компот с булочкой или пирожком.

Никаких излишеств в виде нарезок и закусок на стол ставить не следует. Во-первых, на застолье людям задерживаться не положено. Во-вторых, это не праздник. Лишние «посиделки» являются неуважением к памяти усопшего.

Приблизительное меню поминок

Первый вариант:

  • борщ,
  • пюре с котлетой,
  • узвар и пирожок.

Рассчитывать необходимо порционно. Естественно, если поминальный обед проходит дома, то нужно приготовить «про запас». Ведь на похороны могут прийти те люди, на которых вы не рассчитывали. Неудобно будет выгонять их сразу после погребения.

Второй вариант:

  • суп с фрикадельками,
  • отварной рис, рыба в кляре,
  • компот и булочка.

Третий вариант:

  • суп-лапша,
  • гречневая каша, курица жареная,
  • кисель и печенье.

На стол обязательно ставят кутью. Это блюдо не обсуждается и не меняется. Что бы вы ни готовили, кутья обязательно должна быть в составе меню. Она имеет более духовный смысл, нежели физический.

Главное блюдо — кутья

Кутья представляет собой сладкую зерновую кашу. В каждой области ее готовят по-своему. Кто из риса варит, кто из пшеницы. Только зерно еще нужно уметь сварить, чтобы люди могли его есть. Поэтому приведем рецепт кутьи из риса. Данной порции хватит на сорок человек.

Универсальный рецепт поминальной кутьи

Сварите полкило риса до готовности. Когда остынет, добавьте в него по двести грамм кураги, изюма, сто грамм меда. Еще можно добавить размельченные орехи, цукаты, иные фрукты. Это по желанию повара. Данное блюдо ставят на стол в пиалах или салатниках. Те, кто пришел на поминки, должны взять себе по ложечке и съесть прежде, чем приступить к основной трапезе.

Учтите, что нынче не все в курсе данной традиции. Желательно просто сказать людям о том, что необходимо сделать (или показать собственным примером). Кроме того, кутью принято носить в Храм на панихиду. Батюшка ее освящает перед поминальной церемонией.

Как проводят поминки?

Данное застолье традиционно заканчивает погребальную церемонию. То есть, пришедших с погоста людей приглашают к столу. Перед тем, как войти в помещение, все должны вымыть руки. Для этого на улице ставят умывальник или ведро с водой, полотенце. Считается плохой приметой войти в любое помещение с невымытыми руками после кладбища. Необходимо это учитывать.

Одно место за столом необходимо оставить незанятым. Оно готовится «для покойного». Рядом садятся близкие люди. Начинается застолье с прочтения молитвы «Отче наш». Обычно это делает кто-то из старших членов семьи. Иногда все вместе читают 90 псалом. Но это не обязательно.

Хозяева за стол приглашают всех участников траурной церемонии словами:

«Просим, разделите наше горе».

За столом не принято громко разговаривать, тем более ругаться, браниться нецензурно или смеяться. Кстати, острые предметы тоже не употребляются. Независимо от меню к столу подают только ложки (вилки не используют). Застолье не должно продолжаться долго. Все, кто покушал, встают и уходят, предварительно выразив соболезнования родным и близким.

Об алкоголе следует сказать отдельно. Священнослужители не рекомендуют его вообще на стол ставить. Но многие люди уверены, что таким образом нарушают народные традиции. Поэтому, в каждом отдельном случае люди сами решают, как быть. Если хозяева считают, что во время поминок алкоголь необходим, то покупают водку и красное вино. Обычно, «Кагор». Этот напиток считается «церковным».

Гостям наливают в рюмки не более трех раз.

Пьянка во время поминок строго запрещена. То есть, необходимо следить, чтобы никто лишнего не выпил. Учтите, что на первые поминки приходят все желающие. Среди них могут оказаться совсем случайные люди, охотники до «дармовой выпивки». За мини и следует присматривать.

Блюда на 9 дней, 40 дней, полгода, год

Эти даты традиционно считается «семейными». На эти поминки не принято приходить без приглашения или предупреждения. Хозяева обычно знают, сколько человек ожидается к обеду. В этот день меню можно немного разнообразить, так как тон застолья меняется. Оно проводится не с целью накормить, а для того, чтобы посидеть и вспомнить усопшего.

Но это не означает, что следует проводить банкет. К обычному обеду можно добавить пару закусок или салатов, нарезку. С алкоголем следует поступать так же, как и во время первого поминального обеда. Не стоит превращать скорбную трапезу в веселое застолье. Подойдя к столу нужно прочесть «Отче наш», затем все усаживаются и ведут неспешную беседу, вспоминая только хорошее из жизни усопшего.

Чем больше времени проходит после похорон, тем меньше людей приходит на поминки. Такова жизнь. У всех свои дела. Поэтому поминальный обед не является строгой традицией на полгода, год. В это время уже собираются только самые близкие. Всех остальных принято угощать сладостями. Чаще всего, люди покупают конфеты и печенья. Их раздают детям, сотрудникам на работе, соседям или просто чужим людям.

Поминки являются древним обычаем, который служит неким прощанием с душой близкого человека. Сороковой день после смерти считается очень важным для души, поскольку в это время определяется, куда именно попадет душа в рай или ад. Родственники и близкие люди собираются за столом, чтобы поддержать душу усопшего. Многие люди интересуются, что готовить на 40 дней и тщательно разрабатывают меню для поминок. Важно не только накрыть стол, позвать родственников, но и говорить много хорошего о покойнике, поскольку так можно увеличить шанс души попасть в .

Что готовят на поминки 40 дней?

Помните о том, что это не праздник и не нужно готовить какие-либо деликатесы, все должно быть максимально просто и по-домашнему. Что нужно готовить на поминки 40 дней:

  1. Традиционно в этот день принято печь пироги. Что касается начинки, то для нее чаще всего выбирают рис с грибами, ливер с луком, ягоды, творог или мясо.
  2. Если поминки проходят не в пост, то на стол можно подать мясные блюда, это могут быть котлеты, гуляш к гарниру и т.д.
  3. Более лояльно церковь относится к рыбным блюдам, поэтому можно подавать уху или просто пожарить стейки.
  4. Разбираясь в том, какие блюда готовят на поминки 40 дней, стоит сказать об обязательном угощении – кутье. Готовить ее лучше всего из пшеничной или рисовой крупы. Обязательно нужно поставить на стол и блины без начинки с медом. Считается, что у этих блюд есть важное сакральное значение.
  5. Для первых блюд можно выбирать совершенно разные рецепты, это может быть традиционная лапша, борщ или простой куриный бульон.
  6. В качестве закусок принято подавать овощные салаты или маринованные овощи. Стоит отдавать предпочтение простым рецептам, к примеру, соедините измельченные огурцы, помидоры, перец и лук, а заправить все лучше растительным маслом.
  7. Что касается сладких блюд, то лучше отдавать предпочтение , коржикам, пирожкам, печенью и конфетам. Угощения нужно раздать гостям и отвести в приют.

Многие готовят и любимое блюдо умершего, ставя его отдельно от общего стола.

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

Главное в поминальные дни – молиться за усопшего. Нужно поставить свечи за упокой души новопреставленного и до начала утренней службы подать записку с именем в ближайшей церкви. Дома зажигается свеча или лампада. Рядом ставится стакан воды и кусочек хлеба. Хлеб позднее лучше раскрошить птицам.

Традиционные блюда поминального обеда

Начинаются все поминки с молитвы. Каждый пришедший должен отведать три ложки кутьи. Кутья варится из цельных зерновых (риса или пшеницы) с добавлением меда и изюма. Православные каноны против спиртного. Однако чаще всего его предлагают. Это могут быть коньяк, и сладкие вина, к примеру, кагор.

Далее предлагаются закуски. Это могут быть мясное ассорти овощи и салаты из них, соленья. Обязательно подается половинка вареного яйца. Подаются рыба жареная или отварная под соусом, . Часто предлагаются печень жареная или котлеты. Можно подать и мясной салат.

Первые блюда - борщ, свекольник или лапша на курином бульоне. На второе подается гуляш или жаркое с гарниром. В качестве гарнира можно выбрать картофельное пюре, гречневую кашу. Можно заказать плов. Традиционно на подают блины с медом. Кисель можно заменить компотом.

Когда поминки выпадают в пост, лучше следовать традициям и составить меню из постных блюд. Кутья подается без изменений, традиционная из пшеницы или риса с медом и изюмом. Выберите холодные закуски из рыбы, рыбный салат, селедку, шпроты. Уместны пироги с рыбой. Из салатов – винегрет, грибные салаты. Любые соленья или салаты из свежих овощей.

На первое – постный борщ, суп из фасоли, чечевицы, грибной. На второе можно подать картофель или лапшу с грибами, тушеный картофель с грибами, овощной плов. Прототипом мясных котлет будут котлеты капустные или морковные, картофельные зразы с грибами. Блины постные или булочки постные. Кисель или компот.

Главное, не забывайте суть поминок. Они проводятся для подкрепления сил для молитвы за усопшего.

Правильно накрыть стол к обеду – занятие, не требующее особых навыков. Вы можете научить этому даже ребенка, и он с удовольствием станет вашим помощником при сервировке торжественных трапез.

Вам понадобится

  • - скатерть;
  • - тканевые салфетки;
  • - столовый сервиз;
  • - фужеры, рюмки и бокалы;
  • - столовые приборы.

Инструкция

Сервировка к парадному обеду начинается с выбора скатерти. Классический цвет – белый, но если вас устраивает другое цветовое решение, запретов нет. Главное, чтобы это была добротная тканевая скатерть, предпочтительно льняная. Концы ее должны прикрывать ножки стола, равномерно свисая со всех сторон. Традиционно, чтобы не было слышно стука приборов, под скатерть кладут войлочную подкладку.

Напротив места для каждого гостя поместите мелкие большие тарелки, располагая их на 2,5 сантиметра от края стола. На них вы можете поставить тарелки, если планируется подавать закуски, а за ними горячее. Или глубокие тарелки, если в вашем меню предусмотрен суп. Безусловно, все тарелки и приборы должны быть либо из одного сервиза, либо сочетаться по стилю.

Слева от тарелки изгибом вниз положите вилки. Сначала кладут более широкую вилку для мяса или рыбы, в зависимости от того, вы планируете подавать, затем также зубцами вверх размещают вилку для . Первая вилка должна лежать на расстоянии примерно 1 сантиметра от края тарелки.

Справа от тарелки в том же порядке разместите ножи – ближе к тарелке нож для горячего, дальше – . Ножи должны лежать лезвием к тарелке. Если в меню есть суп, крайней справа поместите суповую ложку изгибом вниз.

Лучшие статьи по теме